И тебя повесят. Почему "Союз спасения" – блестящий образец "кино для президента"

0 0

Piter.TV смотрит в глаза киномонстру, готовому покорять российский прокат в новогодние праздники. Хороших слов почти не нашлось.

Картина охватывает период с 1814 по 1825 годы и повествует о зарождении тайных сообществ, появившихся в Российской Империи после войны с Наполеоном. Одно из них называлось "Союз спасения": именно оно стало инициатором восстания декабристов - неудачной попытки государственного переворота группой дворян, отказавшихся после смерти императора Александра I от присяги его брату Николаю I. 

Трудно было предположить, что из автора нежного и даже "лампового" фильма "Итальянец" получится настоящий русский Майкл Бэй с поправкой на любовь к отечественным традициям исторического кино. Со стороны тяжело объяснить, почему режиссер Андрей Кравчук так долго задержался на "долгостроях", связанных с продюсерской группой Первого канала. Большой стиль, массовый, государственный.

Сначала был романтический "Адмирал" про Колчака с Константином Хабенским в главной роли, разгулявшийся до сериала. Затем зрители увидели робкую попытку поженить графичность "Игры престолов" с православными традициями. Получился "Викинг", который очистил кошельки россиян на миллиард рублей. Спустя несколько лет после этого проекта в свет выходит драма о восстании декабристов. "Звезда пленительного счастья", подвинься! "Союз спасения" на подходе.

Все три проекта Андрея Кравчука отличает определенное отношение к историческим материалам, на которых основаны фильмы. За однобокое освещение фактов в медиапространстве ярче всех критика прозвучала с YouTube: за "Адмирала" - с канала Дмитрия "Гоблина" Пучкова, после "Викинга" на него обратили внимание у BadComedian. Замечания обоснованы - выстиранная биография участников событий в кино про Колчака и чехарда с повествованием в экранизации "Повести временных лет" действительно вызывали вопросы при сильных актерских работах. Поэтому тезис, будет ли третья попытка сделать массовое историческое кино исполнена с исправлением ошибок, действительно существовал. Ответ стал неожиданным: к "старым граблям" добавились новые.

"Союз Спасения" внезапно вписывается в мировой тренд кино про антигероев, Веному и Артуру "Джокеру" Флеку на зависть. "Союз..." действительно красиво снят, костюмы приятны глазу, размах, амбиции. В сторону личные мотивы героев комиксов, русский "отряд самоубийц" готовится к кое-чему пострашнее: к смене конституции при существующем монархическом строе. Причем за кадром остается упоминание о теоретической части, статьях и каких-либо заявлениях команды гвардейцев Трубецкого (Максим Матвеев), талантливого Муравьева-Апостола (Леонид Бичевин), карикатурного "поэта, журналиста" Кондратия Рылеева в исполнении Антона Шагина и многих других.

Образы сведены до нескольких черт - одни из двух костылей, поддерживающих массивный сюжет и историческую основу. Аляпистые "либералы", что с них взять, опьянены победой над Наполеоном, планируют вооруженный переворот (и даже убить императора, если потребуется). Экранного времени на каждого не хватит, не то, что на персонажей Бичевина или Павла Прилучного раскрыть, тут и на петербургского артиста Дмитрия Лысенкова только две с половиной реплики приготовлено.

Вторым инструментом склейки "украинской" линии сюжета (о, да, куда без нее на Первом) с событиями в столице стали несколько поясняющих текстов с объявлениями диктора.

Как говорил режиссер, ему были важны личные истории героев. Разве он говорил о главных персонажах, декабристах? Тут нужно обратить внимание на сюжетные арки Александра I (Виталий Кищенко) и будущего Николая I "Палкина" (Иван Колесников), которым уделено куда больше времени. Тут и попытка договориться с "оппозицией", первые сомнения и первый удар в спину военного генерал-губернатора Милорадовича (Александр Домогаров). Финальная сцена, в которой будущее готовится "петь голосами детей" – Александром II, сыном Николая I, могла бы стать красивым завершением истории. Революция подавлена, государство готово к переменам, но сверху. Однако после монтажной склейки  под оставшуюся часть оркестровой версии песни Басты "Сансара" декабристов вешают. Эм, что? И это еще мы скачки в чистом поле под "Прогулки по воде" Бутусова опускаем. 

Более продуктивным опытом похода в кино в эти новогодние каникулы может стать любой другой отечественный фильм, выходящий в прокат. Изучение материалов по вопросу восстания декабристов поможет построить более объективную картину ситуации. Да, восстание было, его подавили, за попытку бунта на каторгу отправили множество людей. Но что окружало мятеж - это вопрос диалога с историей и (или) умолчания ее деталей. Тут кино и приходит на помощь в службе государству, вставая в один ряд с парками "Россия - моя история". Позиция есть, вот мы ее и диктуем, под это и школьников можно водить. Экранизация реплики про то, что вслед за брошенным стаканчиком может пойти нечто потяжелее, должна найти своего зрителя и найдет его, где бы он не находился. А что, вы хотите, как в Париже?

Фото: предоставлено прокатчиками

Теги: , , , ,
Категории: , , , , , , , ,

Обсуждение ( 15 ) Посмотреть все

Аноним
27.12.2019 2:44

Глупость написали. Может вам лучше физически пойти работать?

Аноним
28.12.2019 8:13

Статья ни о чем. Фильм стоящий.

milosskaya anastasia
06.01.2020 2:52

Бред, а не статья. Куча воды, ни о чем. Автор только и может, что грязью поливать других. Сам, по-видимому, в жизни ничего делать не умеет, вот гадости и пишет. Фильм отличный, операторская работа на высшем уровне, режиссер постарался на славу! То, что экранного времени не хватило, чтобы раскрыть характеры героев, это правда. Но не забываем, что для этого будет показана телевизионная версия. То, что в фильме упоминается Украина, абсолютно естественно, ибо южное общество действовало куда более радикально, чем северное. Если бы автор учился в школе или хотя бы заранее поинтересовался темой, то знал бы об этом, а не писал всякую галиматью. Читать противно!

Аноним
28.12.2019 9:29

Фильм - типичная "костюмная" жанрово чересполосная бормотология...

Да ярко, картинно..., но о чем? О фрондирующих от безделья молодых аристократах, благополучную жизнь которых оскорбляет, в частности,  неприглядный вид селян и сел малороссийских, шинков с шинкарями-маланцами (спалить!)...

Им хочется и дальше "жировать", но в других, более ярких и приятных социальных декорациях...

Авторская идейная позиция не поддается анализу, по-причине полного ее отсутствия, но понятен посыл современникам: не бузите, плохо будет всем...

Аноним ответ на комментарий Аноним
28.12.2019 20:37

Жировать..... Да, не себя ли или Ксюшу имеете в виду?!? Эти ребята разгромили НАПОЛЕОНА а не блин. Историка Соколов а.... 

Аноним
17.01.2020 2:16

Достаточно одного доброго совета. Господин "критик"! обратите ВНИМАНИЕ на собственную орфографию. А эстетикой и историографией оставьте заниматься грамотным людям. Успеха! 

Аноним
01.01.2020 23:23

дураки, отдавшие деньги за билеты, будут твердить о глупости рецензии, иначе же придется себя признать идиотами, купившимися на замечательный (бесспорно замечательный) рекламный тизер.

Аноним
28.12.2019 20:37

Я фильм посмотрела. Ярко. Операторам респект! Кому интересно  правда или нет, ищите материалы, изучайте.

Аноним
28.12.2019 6:42

Аноним устал работать физически и нашел время в перерыве между спусками в шахту почитать эту длинную глупость? 

Аноним
28.12.2019 7:57

Фильм ещё не смотрела, но люблю читать критические статьи , а не хвалебные оды.

Новые комментарии