Кинолента "Северный ветер" выросла из оригинального сюжета одноименной пьесы написанной и поставленной на сцене МХТ имени Чехова самой Ренатой Литвиновой. При переносе на кинопленку постановка претерпела некоторые изменения. Теперь в киноадаптации "Северного ветра" нет условных временных границ и отсутствует всякое совпадение с реальными персонажами.
В центре сюжета – женщины влиятельного клана, которые правят на территории Северных полей. Каждый год все они собираются за новогодним столом. Это обязательное условие, иначе может произойти что-то ужасное. Новый год в "Северном ветре" – некий сюжетный якорь. Зрителям предстоит "отметить" праздник пять раз, а может и больше. У влиятельного клана есть свои временные рамки, в которых тринадцать часов. Эта сюрриалистичная гротескная сцена выглядит, словно оммаж на любимый приём Киры Муратовой — навязчивое повторение. Собственно, "Северный ветер" и посвящен её памяти.
Большая часть действий происходит в таинственном особняке, который напоминает чеховскую усадьбу, где много лет назад вырубили вишневый сад. В целом весь фильм напоминает театральную постановку с мрачными бёртоновскими декорациями. За пределами особняка — обезлюдевшие пустоши и стены Кремля, которые утопают в густом еловом бору. Героини вскользь упоминают, что где-то дальше к северу идет война, то и дело меняется власть. Однако для великого матриархата это абсолютно несущественный момент.
Центральная интрига связана с помолвкой единственного сына главной героини Маргариты (Рената Литвинова) — Бенедикта (Антон Шагин). Он приводит в дом милую и застенчивую стюардессу по имени Фанни, которую играет дочь Ренаты Литвиновой — Ульяна Добровская. Вскоре девушка пропадает, а место невесты Бенедикта занимает сестра Фаина (Софья Эрнст). Далее зрителям раскрывают разные ипостаси любви — неожиданная страсть кузена Бориса (Максим Суханов) к оперной певице (Хибла Герзмава), извращённое влечение пластического хирурга (Никита Кукушкин) к неказистой представительнице клана Аде (Манана Тотибадзе) и безответная любовь Фаины к Бенедикту, которая буквально отравляет особняк. Героиня Литвиновой также испытывает любовные муки. Всё экранное время она всматривается в горизонт в надежде увидеть своего любимого.
"Северный ветер" — панегирик по любви. Литвинова вновь создала сюрриалистичную сказку, которая похожа на наркотические сны. Усиливают этот эффект анахронизмы: клан всё ещё пользуется царскими рублями, но закапывает их в сундуках под землю. В доме смешались электрические бра, свечи на канделябрах и телефон с отдельным динамиком на проводе.
Вновь на экране перед зрителями предстают самодостаточные женские персонажи. Литвинова настолько прорабатывает героинь, что экранным мужчинам остается лишь спиться или сойти с ума. Скорее всего этот фильм не понравится тем, кто ценит мужское начало в культуре. При этом кинолента не скатывается в фемповестку. В героине Литвиновой, на которой держится весь матриархальный особняк, читается некая горесть бремени. Литвиновский матриархат обуславливается тем, что мужчины так и не смогли повзрослеть и взять на себя власть над территорией Северных полей.
Литвинова также не стесняется обнажать цинизм по отношению к смерти, но на этот раз во славу любви. Аналогичный флёр мы видим и в "Последней сказке Риты".
В итоге "Северный ветер" – гротескный телеспектакль, который снабдили интертекстуальностью от "Ста лет одиночества" Маркеса до "Дня опричника" Владимира Сорокина. Фильм невероятно атмосферный, даже обладает какой-то кинематографичной магией.
По традиции работы Литвиновой сразу же четко и ясно обозначают границы своей аудитории. Если вам чужды артхаусные театральные постановки, то просмотр "Северного ветра" вряд ли вас заинтересует.
Текст: Ирина Чаплина
Фото: Sony Pictures
Все думаю что курениє ето хорошо а на самом деле нет просто баловство
Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина.
Фильм новерно интересный нужно будет посмотреть.
очень хорошая статья, спасибо
хорошый фильм мне понравился
комеди рулят