В Европейском Университете в Санкт-Петербурге проходит семинар «Как сделать текст своей профессией». Слушатели получили возможность встретиться с писателем Самуилом Лурье, журналистом и критиком Дмитрием Циликиным, журналисткой «Новой газеты» Еленой Костюченко, главным редактором журнала «Большой город» Алексеем Муниповым, руководителем интернет-проекта «Слон.ру» Андреем Горяновым.
За два дня увлекательного мероприятия, которое организаторы назвали модным словом воркшоп, слушатели получили уникальную возможность познакомиться и совместно поработать с редакторами и журналистами ведущих российских изданий. Среди ведущих семинаров – авторы, которые представляют такие популярные издания, как «Большой город», «Слон.ру», «Новая газета», журнал «Звезда».
В первый день семинара слушатели получили возможность пообщаться с тремя авторами.
Вначале известный петербургский писатель Самуил Лурье поделился своими секретами с теми, кто не прочь сделать своей литературной специальностью написание рецензий. Писатель начал со слов, что категорически не советует слушателям становиться рецензентами чужих произведений, а затем объяснил, как получилось, что большую часть своей литературной деятельности он посвятил именно этому жанру.
Самуил Лурье попытался объяснить и показал, что нужно, чтобы рецензия смогла стать самостоятельным произведением, как сделать, чтобы она начало жить своей собственной жизнью, даже в отрыве от той книги, по поводу которой написана. В качестве примера писатель привел рецензии из книг С.Гедройца «Сорок семь ночей» и «Гиппоцентавр, или Опыты чтения и письма». Выяснилось, что под именем загадочного С.Гедройца в течение десяти лет писал сам Самуил Лурье.
Вот пример язвительной рецензии Гедройца, которой Самуил Лурье завершил лекцию.
«Внутренний голос опасливо так твердил: не читай, не читай, пожалей мозг — не в дровах же ты его нашел, в конце-то концов. Но я сказал внутреннему голосу: ничего не поделаешь, других писателей у меня для тебя сегодня нет. Мозга, конечно, еще бы не жаль. А мы осторожно. Воображая себя консервным ножом. Наше дело — вскрыть. Высвободить, так сказать, ауру продукта. И всё. Консервный нож отравиться не может. Он питается исключительно жестью.
С этими словами я отпахнул обложку. Прочитал первое предложение. И даже засмеялся от удовольствия.
Предложение это таково: «Ранним холодным утром начала октября 18** года к каменному крыльцу дома князя Чернолусского подкатила коляска с измученной пегой кобылой».
Как вы понимаете, с этого момента я был свободен. Мог совершенно спокойно, с чистой совестью приняться за рецензию, а в книгу больше не заглядывать: не имело смысла.
Потому что — и пусть студенты, изучающие русский язык, поверят нам на слово — этот язык не хуже всякого другого приспособлен передавать последовательность событий, как и взаимоотношение вещей. И в нем найдется не менее ста (по крайней мере) испытанных конструкций, могущих выдержать адекватное описание работы пассажирского транспорта, в том числе и гужевого. Адекватное — то есть не содержащее резкого вызова здравому смыслу. Чтобы, например, лошадь, как бы ни была измучена, все-таки тащилась впереди коляски, а не восседала в ней. Нет, если автору угодно, — пусть она сидит. Ради Бога. То есть если картинка перевернута нарочно. Допустим, мы в стране гуигнгнмов. Но здравый смысл, со своей стороны, требует встречных уступок — в виде разъяснения о движущей силе. Попросту: а кто же тогда эту самую коляску с кобылой везет?»
Вторая часть семинара была посвящена разбору текстов, которые слушатели приложили к своим заявкам для участия в воркшопе. И тут уж следующий ведущий – журналист и театральный критик Дмитрий Циликин – оттянулся всласть. Досталось всем, и за неуклюжие фразы, и за наукообразность, и за «бла-бла-бла» ни о чем, и за неумение авторов видеть то, о чем они написали.
Похвалы удостоился только один текст, автор которого пожелал остаться инкогнито. Это был рассказ о том, как болельщики едут в плацкартном вагоне из Петербурга в Москву на матч. Написанный короткими фразами, живой и полный юмора текст и вправду был великолепен.
Завершила первый день семинара известная журналистка из «Новой газеты» Елена Костюченко, которая провела занятие на тему «Объективность, fact-cheсking». Елена Костюченко известна своими острыми материалами, в частности она бессменно вела все репортажи с процесса над из Pussy Riot, а в прошлом году ее пост в Живом журнале «Почему я иду на гей-парад» был признан самым общественно значимым в Рунете.
Елена предложила участникам семинара небольшое задание. Раздав слушателям листки с заметкой о неком межнациональном конфликте, в котором погибли несколько человек, журналист предложила участникам самим решить, что нужно для того, чтобы, имея весьма скудные данные, сделать максимально объективный материал.
На примерах Елена рассказала, как искать информацию, как работать с родственниками погибших, с пострадавшими, с правоохранительными органами, с очевидцами. Журналист поделилась своим опытом относительно того, как нужно искать людей, которые могли бы стать источниками важных сведений, как оберегать журналистскую тайну и чем приходится жертвовать тем, кто решил посвятить свою жизнь журналистике.
«Я за сегодня столько узнала о морге, сколько, надеюсь, мне не придется узнать за всю мою следующую жизнь», - пошутила после окончания семинара одна из участниц.
Елена дала несколько полезных советов молодым журналистам в том случае, если им кажется, что они начинают излишне симпатизировать своим героям, и это начинает вступать в противоречие с объективностью. «Есть такой способ – как можно сильнее «мочить» тех, кто тебе особенно нравится, всегда интереснее читать сомневающегося,- сказала журналистка. – Если у вас не складывается целостная картина – это хорошо».
«Есть такая опасность, - продолжила она, - когда долго работаешь с одним источником информации, он становится другом. Самый лучший способ в таком случае – это сменить журналистскую тему, а если это по каким-либо причинам не получается, максимально формализовать общение с героем».
Елена Костюченко поделилась своим журналистским кредо: «Единственный человек, для которого ты работаешь – это твой читатель».
Во второй день воркшопа участников ждет еще один семинар Елены Костюченко «Репортаж. Метод включенного наблюдения», а также встречи с известным журналистом Андреем Горяновым и главным редактором журнала «Большой город» Алексеем Муниповым.
Материал подготовила Елена Янкелевич.
Обсуждение ( 2 ) Посмотреть все