Евреи Санкт-Петербурга, как и их единоверцы по всему миру, продолжают праздновать одно из самых главное событие иудейской истории: Исход из Египта, обретение свободы, становление еврейского народа, как нации.
В память об избавлении от египетского рабства ежегодно евреи всего мира и отмечают Песах. Самая главная праздничная трапеза, которая называется первый седер, началась в этом году после захода солнца в понедельник, 25 марта.
На следующий день евреи всего мира вновь собрались за праздничным столом, а всего праздник Песах длится восемь дней.
Помощник главного раввина Санкт-Петербурга Авром Аршинов рассказал для читателей Piter.tv, в чем смысл праздника Песах, и какова роль пасхального седера.
"Праздник Песах – это самый главный праздник еврейского народа, праздник свободы, праздник в честь того, как евреи из маленькой семьи стали по-настоящему народом, и как тяжело им это всё далось, - рассказал петербургский раввин. - Каждый год в память об этом мы проводим пасхальный седер, и это такая первая в мире ролевая игра, где мы разными действиями с едой еще раз переигрываем, проходим те события, которые привели к появлению еврейского народа. Поэтому на столе присутствует не обычная еда, а целый игровой инструмент", - сказал Авром Аршинов, перечислив все продукты, которые обязательно присутствуют на столе во время пасхального седера.
Самый главный продукт на пасхальном столе – это маца, пресные лепешки, которые выпекаются по специальному рецепту, очень быстро и без примеси дрожжей (квасного). Хамец – квасное – в пасхальные дни под запретом в память о том, как евреи, выходя из Египта, так торопились покинуть страну своего рабства, что не стали дожидаться, пока тесто, которое они собирались взять с собой, забродит и поднимется.
На праздничное пасхальное блюдо, которое называется кеара, кладут продукты, имеющие символическое значение.
Первое – это зроа – сильно зажаренная косточка в память о пасхальной жертве в иерусалимском храме. Второе – это бейца – сваренное вкрутую или запеченное яйцо, символизирующее скорбь по разрушенному храму и стойкость еврейского народа в бедствиях. Третье – это марор – горькие травы (хрен, лук или салат-латук), которые символизируют горечь страданий, перенесенных в египетском рабстве. Четвертое – харосет – смесь измельченных яблок, груш, орехов, корицы и вина, символизирующая глину, из которой евреи во времена египетского пленения возводили постройки, в том числе знаменитые пирамиды. И пятое – карпас – это кусочки вареного картофеля, символизирующие полуголодную жизнь в рабстве. Карпас окунают в соленую воду, которая солона, как слезы, многократно пролитые во времена рабства.
"Вообще в седере есть много разных необычных вещей, которые должны удивить детей, заставить их задуматься, - продолжил свой рассказ петербургский раввин. – Например, в определенный момент седера ломают кусочек мацы и прячут его, а потом дети его ищут".
На вопрос, в чем главный смысл пасхального седера, Авром Аршинов ответил так:
"Седер невозможен без воспоминаний о выходе из Египта. Понятно, что все эти вещи – это символы, это символика каких-то идей. Основное для седера – чтобы евреи еще раз осознали, какое чудесное событие с ними произошло. Как из маленькой семьи в 70 человек, которая попала в Египет, они трудно, тяжело стали большим народом, который вышел, а потом получил Тору на горе Синай, и Всевышний определил им свою специальную задачу – служение в иерусалимском храме".
Иерусалимский храм был разрушен римлянами во время Иудейской войны в 73 году нашей эры. Согласно еврейской традиции, Храм будет восстановлен с приходом Мессии на своем месте – на Храмовой горе в Иерусалиме, став духовным центром не только для евреев, но и для всего человечества.
Материал подготовила Елена Янкелевич. Видео: Дмитрий Кундрюков, Виктор Корецкий.
Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все