Евреи всей планеты, в том числе и Санкт-Петербурга, встречают 5774-й год от сотворения мира. Праздник наступления еврейского Нового года называется Рош Ха-Шана (или Рош-Ашана, то есть, голова года).
Новый год отмечают два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю. В 2013 году еврейский Новый год настал непривычно рано: в Санкт-Петербурге первая праздничная молитва прозвучала 4 сентября в 19:40. А сам праздник продолжится 5 и 6 сентября.
Значение праздника очень велико: от Рош-Ашана до Йом Кипура (Судного дня) Господь судит весь мир, и на небесах определяется жребий каждого человека. В эти дни верующие разбираются, всё ли они в уходящем году делали, как надо, все ли их слова, мысли и поступки соответствовали Божьим заповедям.
"Рош-Ашана – это не просто день рождения всего мира: это годовщина Шестого дня Творения, когда был создан первый человек – Адам, - напомнил петербуржцам главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Менд Певзнер. - Адам, безусловно, был великий человек. Если бы он и его жена Ева не родили детей, нас бы не было сегодня. А слова матери пророка Самуила "Об этом ребенке я молилась!" – относятся к каждому из нас. Каждый из нас бесконечно важен для Бога", - напомнил раввин.
С Рош-Ашана начинаются десять дней молитвы и покаяния, завершающиеся в Йом-Кипур.
В первый вечер Рош-Ашана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в "Книгу жизни".
На праздничном столе лежат специальные традиционные "новогодние" блюда: круглая хала (символ совершенства мира), мед, яблоки. Халу и яблоки макают в мед, чтобы Новый год был добрым и сладким. Поздравляя, все желают друг другу сладкого года.
Также на праздник подают рыбью голову (чтобы быть во главе, а не в хвосте) и гранаты. Считается, что в гранате столько же зернышек, сколько заповедей в Торе, а значит, когда мы его едим, мы напоминаем Господу о себе, а он думает о нас.
А разложенные на тарелке кружочки морковки, так похожие на монетки, должны приманить в Новом году богатство.
Ну и конечно на Рош-Ашана нужно обязательно трубить в специально выделанный бараний рог – шофар. Это очень важно. Для Piter.tv в шофар протрубил сам главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер.
Трубление в шофар – обычай, восходящий еще к временам Моисея. Кто помнит выражение "иерихонская труба" (от звука которой обрушились стены Иерихона)? - так вот, вождь еврейского народа Иисус Навин трубил именно в шофар.
Звуки шофара на Рош-Ашана символизируют призыв к покаянию, напоминают о даровании Торы на горе Синай и о предстоящем приходе Мессии.
Есть и еще один интересный обычай на Рош-Ашана, свидетелем которого также стал корреспондент Piter.tv. Называется он ташлих. Верующие идут на берег водоема (петербургские евреи обычно отправляются на набережную Крюкова канала), где, прочитав соответствующую молитву, символически стряхивают грехи уходящего года с цицита – специальной молитвенной одежды – сплетенных нитей, символизирующих заповеди Торы. И грехи исчезают – ведь рыбы, живущие в воде безгрешны, недаром они выжили во время Всемирного потопа.
Обряд ташлих символизирует очищение от грехов и начало нового этапа в жизни.
Материал подготовили Елена Янкелевич (текст) и Евгений Плохов.
Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все