Шемякин Михаил Михайлович

Советский и американский художник, скульптор, исследователь искусства.
Дата рождения:
4 мая 1943 г.
Страна, город:
СССР, Франция, США, Москва, Ленинград, Париж, Нью-Йорк

Биография

       Шемякин, Михаил Михайлович, американский и советский художник, скульптор, исследователь искусства. Родился 4 мая 1943 года в Москве. Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Республики Адыгея, действительный член Нью-Йоркской академии наук и Академии искусств Европы, почетный доктор Университета Сан-Франциско (США), Сидар-Крест Колледжа (США), Европейской академии искусств (Франция), Российского государственного гуманитарного университета (Москва), университета Кабардино-Балкарии (Нальчик).
       Отец Михаила – кадровый военный, был комендантом Кенигсберга (с 1946 года – Калининград), служил в Восточной Германии, и большую часть детства мальчик провел вместе с отцом. В СССР Михаил приехал лишь в 1957 году, в возрасте четырнадцати лет. По возвращении поступил в среднюю художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, однако не окончил ее. В 1961 году Михаила Шемякина отчислили по идеологическим  мотивам – за «несоответствующее нормам соцреализма художественное мировоззрение». Тем не менее, именно с ленинградским периодом жизни, по словам Шемякина, связано зарождение его будущего творческого мировосприятия и формирование внутреннего мира, становление его как художника.
       После отчисления из художественной школы Михаилу приходится работать – во-первых, надо что-то есть, а во-вторых – чтобы не попасть под знаменитую 209-ю статью УК РСФСР: отношение к тунеядцам в СССР было суровое. Шемякин работал сторожем, чернорабочим, лаборантом, почтальоном. И, как и все, фактически находящиеся в подполье художники-авангардисты, днем работал, а по ночам писал картины. И, как и все, подвергался гонениям со стороны власти и общественному порицанию. Для Шемякина это выражалось в арестах выставок, конфискации работ и направлении на принудительное лечение в психиатрическую больницу. После выписки из клиники, некоторое время пребывал в качестве послушника в Псково-Печерском монастыре, потом пять лет работал в Эрмитаже такелажником. В конце концов, в 1971 году его лишили советского гражданства и выслали из страны.
       Первая выставка работ Шемякина состоялась в 1962 году в клубе журнала «Звезда». Как и все выставки авангарда в шестидесятые годы, продолжалась она недолго – через несколько дней ее закрыли по указанию властей. К одним из основных достижений в ленинградский период творчества Михаила Шемякина, следует отнести основание им группы художников «Санкт-Петербург» в 1967 году и создание в соавторстве с философом Владимиром Ивановым теории метафизического синтетизма, основная идея которой сводилась к поиску новых, современных форм написания икон, и базировалась на изучении форм религиозного искусства разных исторических эпох и народов. Работа над этой теорией продолжается и по сей день, причем уже не только самим Шемякиным – теория нашла множество приверженцев, как в Европе, так и в Америке. За эту работу художник был удостоен пяти почетных докторских степеней, а результаты исследований послужили основой для создания Института философии и психологии творчества. В 2000 году, в США, в городе Хадсон, Шемякиным организуются выставки по материалам своих исследований в специально учрежденном для этой цели Воображаемом музее Михаила Шемякина. Двумя годами позже цикл передач про этот музей был показан по российскому телеканалу «Культура», а с 2009 года Фондом художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге регулярно организовываются выставки, посвященные результатам исследований и развитию метафизического синтетизма. В 2013 году выходят первые каталоги, посвященные результатам многолетней работы художника в данной области.
       После выдворения из СССР, Михаил Шемякин десять лет проживал в Париже, активно содействуя продвижению авангардных художественных идей своих советских коллег – организовывает выставки художников, публикует работы литераторов-нонконформистов, выставляет и печатает собственные работы, издает альманах «Аполлон-77», ставший коллективным манифестом русского художественного «андеграунда». В 1981 году Михаил Михайлович переезжает в Нью-Йорк. Американское гражданство принял только в 1989 году.
       За это время он стал культурным явлением мирового масштаба – его работы выставлялись по всему миру, за исключением «одной, отдельно взятой страны». Мировую известность ему принес цикл акварельных работ «Петербургский карнавал», впервые выставленный еще в Париже в 1974 году. В этот же период деятельности Шемякин помогал в записи песен Владимира Высоцкого, которому в те времена, по вполне понятным причинам, на студийные записи на территории СССР рассчитывать не приходилось.
       Возвращение, а точнее, знакомство заново с творчеством Михаила Шемякина в России началось в 1989 году – была организована первая с 1971 года персональная выставка его работ, пользовавшаяся большой популярностью у знатоков и ценителей живописи. В дальнейшем выставки художника в России проходят регулярно в различных выставочных залах и галереях. В девяностые годы Шемякин активно сотрудничает с Вячеславом Полуниным помогая воплощать его проекты в России и в Европе. Проекты Шемякина-скульптора можно увидеть во многих городах Америки и Европы. В Санкт-Петербурге установлены несколько его монументов – гротескный памятник Петру Великому в Петропавловской крепости (аналогичный вариант памятника есть, кстати, и в Нормандии), памятник жертвам политических репрессий (известные двуликие сфинксы на набережной Робеспьера напротив «Крестов»), мемориал «Архитекторам-первостроителям» Санкт-Петербурга на территории парка у Сампсониевского собора, памятник Анатолию Собчаку, скульптурная композиция «Царская прогулка» на территории Константиновского дворца в Стрельне, а также несколько более мелких работ. Наиболее известная скульптурная композиция Шемякина в Москве – это «Дети – жертвы пороков взрослых», открытая в 2001 году, задуманная художником как призыв к спасению нынешних и будущих поколений.
       Шемякин, как истинно талантливая личность, проявляя себя в различных видах и формах искусства, не обошел своим вниманием и театр. Первым опытом театральной деятельности Михаила Михайловича была постановка оперы Дмитрия Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории в 1967 году. На сегодняшний день, помимо упоминавшегося выше сотрудничества с Вячеславом Полуниным, следует отметить постановку оригинальной версии балета Чайковского «Щелкунчик» в Мариинском театре (2001), балет по мотивам сказки Гофмана «Волшебный орех», в сотрудничестве с Сергеем Слонимским и Донвеной Пандурски (2005), несколько одноактных балетов в Мариинском театре, в соавторстве с Донвеной Пандурски в 2006 году и оригинальную версию балета Лео Делиба «Копеллия» для Литовского национального театра оперы и балета в сотрудничестве с хореографом Кириллом Симоновым.
       В 2013 году Михаил Шемякин обратился к мультипликации – совместно со студией «Союзмультфильм» ведет работу над полнометражной анимационной лентой «Гофманиада», в очередной раз подтверждая, что ему доступен очень широкий диапазон изобразительных возможностей – от рисунка и живописи, до театра, скульптуры и кинематографа.
        С 2007 года Михаил Михайлович проживает во Франции, был дважды женат, есть дочь от первого брака. За более чем полвека творческой деятельности, Михаил Шемякин был удостоен огромного количества премий, наград и званий в самых различных областях искусства, среди которых присутствуют орден «Рыцарь искусств и литературы» (1994, Франция), президентская премия (1997), медаль "Достойному" Российской академии художеств (1998), орден Дружбы (2009) и многие другие.

Упоминания в новостях

Все

Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все

Новые комментарии