Полунин Вячеслав Иванович

Клоун с большой буквы, актер, режиссер.
Дата рождения:
12 июня 1950 г.
Страна, город:
Россия и весь мир, Новосиль

Биография

        Полунин, Вячеслав Иванович, Клоун с большой буквы, актер, режиссер. Народный артист России, лауреат множества премий и обладатель различных почетных званий. Родился 12 июня 1950 года в Орловской области в городе Новосиль.
       Полунина заслуженно называют гением пантомимы, спорить с этим утверждением бесполезно – тот, кто хоть раз видел его на сцене «живьем», навсегда становится поклонником его творчества. Действо, происходящее на сцене, отличает то, что сейчас принято называть словом «интерактивный» – персонаж на сцене готов на любую незапланированную выходку, в зависимости от того, какие чувства овладели зрителем в зале, а он на сцене знает об этом наверняка. Есть классическая «мхатовская» пауза, а есть «полунинская». Обе глубоки, обе полны смысла, обе по-своему мудры, обе на своем месте. Но «полунинская» пауза – это еще и диалог с залом.
       Непреодолимое желание лицедействовать было у Славы с детства. В школьные годы это выливалось в сочинение различных шуток, пародий, комических зарисовок, которые демонстрировались при каждом удобном случае. В конце концов, дело дошло и до местных конкурсов самодеятельности. Родители этого увлечения отнюдь не одобряли, и настояли на том, чтобы Слава учился на инженера.
       В семнадцать лет Слава приезжает в Ленинград. Наставления родителей он, конечно, помнит, но первым в списке институтов, куда он пытается поступить, стоит театральный. И его туда не принимают. После этого, по словам Полунина, он пытался поступить «хоть куда-нибудь», но «поступил» только рабочим на асфальтобетонный завод. Впоследствии Вячеслав, все же, окончил Ленинградский государственный институт культуры имени Крупской и эстрадное отделение ГИТИСа.
       Через некоторое время Вячеслав находит в ДК имени Ленсовета студию пантомимы, основанную Рудольфом Евгеньевичем Славским, в которой занимается после работы. Все бы хорошо, но «студия» состояла из пустой комнаты с табличкой на двери, и никаких преподавателей в ней не было. Впрочем, один в этой комнате он остается недолго – постепенно появляются новые чудаки. Один за другим пришли Александр Скворцов, Николай Терентьев и Александр Макеев, которые и составили костяк того, что в будущем стало легендарными «Лицедеями». Первый спектакль состоялся в 1969 году, назывался он «Двадцать одна новелла о смешном и прекрасном». В спектакле, также, принимали участие приглашенные артисты: Э. Розинский, Т. Герасименко, Т. Курина, В. Неполайнен. Зимой ребята работали в Ленинграде и, надо сказать, работали много. Летом гастролировали по стране в составе студенческих агитбригад. Название коллектива и, собственно, концепция будущего театра были придуманы Вячеславом уже позже, в армии, где он проходил службу с 1976 по 1978 год.
       После демобилизации Полунин возвращается в коллектив и начинается профессиональный период в жизни «Лицедеев». Кроме Вячеслава Полунина, Александра Скворцова и Николая Терентьева, для участия в спектаклях «Лицедеев» приглашались Феликс Агаджанян и Галина Андреева. В первый же год было сделано три спектакля: «Лицедеи», «Малая Олимпиада» и «Фантазеры». Эти постановки пользовались бешеным успехом у публики, а участники были в 1979 году удостоены второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В том же году база театра переезжает в Ленинградский Дворец молодежи. В начале восьмидесятых годов, из-за творческих разногласий, театр покидают Александр Скворцов и Александр Макеев. В 1982 году Полунин на базе театра организовал первый всероссийский фестиваль пантомимы, который собрал более восьмисот участников.
       Постепенно в театре появляются новые молодые артисты – Антон Адасинский, в 1988 году организовавший свой театр "DEREVO", Анвар Либабов, Георгий «Юрий» Делиев, Сергей Шашелев. В новом составе ставятся спектакли «Асисяй-ревю», «Тэк-шень, человек-камень», «Картинки с выставки», «Петрушка», «Ночь на Лысой Горе», «Чурдаки», миниатюры из которых стали классикой театра – «Грустная канарейка» (автор Роберт Городецкий), «Низзя!», «Асисяй».
       Вячеслав Полунин, тем временем, налаживает контакты и с «заграницей» – в 1985 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов им организовывается мастерская пантомимы и клоунады, на которую были приглашены мастера с малоизвестного и малопонятного тогда запада – титулованный «король дураков», голландец Джанго Эдвардс и невероятно язвительный Франц Йозеф Богнер из Германии.
       С 1988 года и сам Полунин перебирается за границу – работает в Англии, Испании, Франции. В 1990 году принимает активное участие в организации международного фестиваля уличных театров «Караван мира». В творческой жизни Вячеслава Полунина 1993 год ознаменовался двумя, без преувеличения сказать, эпохальными событиями – была учреждена «Академия дураков», которая предала так любимой Полуниным идее карнавала, совершенно новый, по-современному феерический смысл. В том же году «Академией» проводится фестиваль «Бабы-дуры», посвященный одному из редчайших явлений на планете – женской клоунаде. Вторым событием, которое, по сути, продолжается и по сей день, стала премьера знаменитого «Snow Show», которое за двадцать лет своего существования, посмотрели практически по всему миру.
       В 2001 году на Театральной олимпиаде получила продолжение идея, возникшая еще в 1993 году, но оставленная «на потом» – карнавал площадных театров, куда Полунин в рамках программы «Лучшие клоуны конца XX века», пригласил взаправду самых мудрейших и безумнейших дураков – Болеслава Поливку, Жерома Дешампа, Франца Йозефа Богнера, Джанго Эдвардса и Лео Басси.
       Бурная и кипучая деятельность Полунина не утихает, не смотря на уже весьма солидный возраст – артист снимается в кино, участвует в театральных постановках, занимается озвучкой. Ну, и конечно же, ездит по всему миру со своими невероятными проектами, а вместе с ним – его супруга, Елена Ушакова и один из сыновей – Иван Полунин. Всего детей у артиста трое.
       В январе 2013 года Вячеславу Полунину предлагают стать художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке. Как вы понимаете, не согласится он не мог. Правда, новаторские идеи, озвученные Полуниным после вступления в должность, совсем не порадовали сотрудников цирка, была даже коллективная жалоба на имя президента России Владимира Путина. Полунина обвиняли в нецелевом использовании средств, в назначении на руководящие должности «некомпетентных» людей без специального образования, содержание несуществующих должностей. Однако, при том, что нарушения имели место, к Полунину они не имели практически никакого отношения. Все эти нарушения выявила комиссия Минкультуры еще до вступления Вячеслава Ивановича в должность, что, собственно, и привело к смене руководства цирка. Сам же Полунин говорит, что уже готовы сценарии новых программ, артисты из разных уголков страны, а также художники, композиторы, хореографы и прочие необходимые люди уже подтвердили свое участие в их осуществлении.  Он абсолютно согласен с тем, что старый цирк можно и нужно сохранить. Но при этом, также, необходимо активно искать новые формы его воплощения, чтобы цирк мог вернуть себе ту часть публики, которая его покинула.
       Вячеслав Полунин кавалер ордена Дружбы (2011), лауреат премии Ленинского комсомола (1986), народный артист Российской Федерации (2001). Лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979), лауреат премии «Триумф» (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2000), лауреат премии Лоуренса Оливье, обладатель премии британских критиков, почетный житель Лондона.

Фото с официального сайта Вячеслава Полунина.

Упоминания в новостях

Все

Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все

Новые комментарии