Из-за нарастающей набожности грузин или из-за личной харизмы патриарха, идея о том, что он лично крестит ребенка, вдохновила людей рожать больше двух детей. Явление стало массовым, что не однозначно и с точки зрения экономики, и с точки зрения будущего младших детей в многодетных семьях. Большинство грузинских семей весьма небогаты — это и было причиной низкой рождаемости, люди старались экономить. Ну а про будущих граждан Грузии, которые сейчас являются маленькими детьми понятно одно — через 18-20 лет вырастет целый слой молодых людей, которые не смогут вступать в брак друг с другом, поскольку они имеют общего крестного отца.
Историк Церкви Нугзар Папуашвили заметил непривычную общественно-культурную опасность раньше всех. По его мнению, патриарху или другим духовным лидерам не следует использовать свой личный авторитет для поощрения паствы и становиться крестными для детей лично не знакомых и не близких им людей. Профессор Папуашвили говорит, что в Грузии, где большинство семей откровенно бедно живут, иметь много детей — роскошь. Сейчас многие решаются на третьего ребенка «из любви к патриарху». Начало этой практики было положено около 5 лет назад, сейчас это уже традиция — передает слова ученого «Грузия-онлайн».
Папуашвили считает опрометчивым, а то и безответственным такую общественную политику, поскольку о судьбе и личном счастье рожденных «из любви к патриарху» людей никто не позаботился. По церковному законодательству, ревнителями которого являются нынешние церковные иерархи Грузии, крестники одного человека и их дети до седьмого колена считаются родственниками. Духовные узы, возникающие в результате обряда крещения между крестными родителями и детьми в религиозной общине приравниваются к кровному родству и формально считаются даже более прочными. Крестные отец и мать одного ребенка не могут быть супругами или вступить в брак уже после проведения обряда, поскольку считаются братом и сестрой, и дети, имеющие общего крестного, также считаются братьями и сестрами. Учитывая количество крестных сестер и братьев в Грузии, через пару десятков лет у них могут возникнуть проблемы при устроении личной жизни.
Учитывая, что вопрос «А кто тебя крестил?» - не первый, который задают друг другу молодые люди, почувствовав взаимную симпатию, невозможность создать семью может вскрыться уже после начала отношений. Как говорит Папуашвили, для некоторых пар крах личной жизни может наступить прямо перед алтарем. Разумеется, это препятствие существенно только для религиозных людей. Но если и жених и невеста происходят из семьи, решившейся на их рождение только ради того, чтобы их крестил лично патриарх — это как раз тот случай.
Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все