Вторая половина осени и начало зимы – самое мрачное время в Петербурге. На город наваливается мрак, светает всё позже, темнеет всё раньше, да, пожалуй, судя по погоде в последние дни, можно сказать, совсем не рассветает – беспросветное небо одного цвета с землей.
А поскольку, благодаря мудрой инициативе прошлого президента, мы обгоняем астрономическое время на два часа, совсем скоро, как и в прошлом году, детей из соседнего детсада будут выводить на прогулку в полной темноте (режим дня в детских госучреждениях, утвержденный, кажется, еще году, этак, в 1936-ом ведь никто не отменял).
И в общественной атмосфере культурной столицы стало подозрительно быстро смеркаться.
Как написал Владимир Набоков в одном из своих рассказов: «Но вот жизнь потемнела; что-то кончилось, уже вставали, чтобы уходить... Как скоро!»
Собственно, с Набокова и начнем. Группа неких «казаков», «студентов, «граждан России» и «учителей начальных классов» сорвала спектакль по бессмертной набоковской повести «Лолита», который должен был состояться в модном петербургском культурном месте – в музее современного искусства «Эрарта». Это – моноспектакль, его придумал и играл Заслуженный артист России Леонид Мозговой.
«Он представляет публике легендарный спектакль «Лолита» после девятнадцатилетнего перерыва. В последний раз Мозговой показывал «Лолиту» в квартире Набокова в Москве, на чтении присутствовал сын писателя. Теперь актер снова готов пережить историю Лолиты и Гумберта – впервые с 1993 года. Окунуться в красивую, но тяжелейшую историю вместе с ним можно будет уже совсем скоро – 21 октября», - сообщали организаторы.
За день до спектакля выяснилось, что окунуться в историю Лолиты и Гумберта уже не удастся. За два дня до представления в «Эрарту» и в петербургские СМИ прилетело письмо, подписанное некими никому не известными людьми, аттестовавшими себя как «казаки», «студенты, «граждане России» и «учителя начальных классов». Они в ультимативной форме потребовали отмены спектакля на основании действующего в Санкт-Петербурге местного закона о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних, обещая в противном случае препятствовать мероприятию «в том числе и казачьими силами».
Авторы письма не оставили никаких контактных данных и решительно уклонились от встречи с журналистами, однако провокационного подметного письма оказалось достаточно, чтобы спектакль не состоялся.
«Феерически массовое по количеству подписей письмо для Петербурга. Такими темпами можно собрать 5 человек (с каждого по подписи с левой и правой рук) и закрыть греческий зал за пропаганду ***************», - с горечью прокомментировал эту историю на сайте Piter.tv пользователь Arifiel.
«Эрарта» держалась до последнего, стараясь отстоять спектакль и обещая даже нанять охрану для исполнителя и зрителей, однако Леонид Павлович Моговой решил не бодаться с «быдлом» и «подонками» и отказался выходить на сцену.
Слова «быдло» и «подонки» в адрес авторов послания прозвучали из уст самого артиста: присланное в «Эрарту» и СМИ письмо «казаков» изобиловало грязными оскорблениями в адрес самого Мозгового, режиссера Александра Сокурова, в фильмах которого актер неоднократно играл главнее роли, а также в адрес организаторов спектакля, и даже писателя Владимира Набокова.
«С быдлом нельзя спорить, с быдлом, говорящее такое про Сокурова и Набокова. Я не хочу чтоб меня сопоставляли с нарушением закона, может для кого-то это порнография, для меня это не порнография – я считаю, что нельзя спорить с быдлом - в 1917 году, уже поспорили», - процитировали организаторы спектакля отказ Мозгового выйти на сцену.
«Мы, организаторы, не смогли ничего поделать – у нас возникли опасения за безопасность артиста и зрителей. Кроме того, артист не должен играть с задней мыслью о том, что его могут подойти и ударить провокаторы», - добавили они.
«Вы знаете, я не люблю дразнить гусей. … Не хочу обзывать казаков, но люди недалекие, не знающие культуру, с такими шовинистическими взглядами и, так сказать, я не люблю с такими людьми связываться, зачем мне это. Это подонки», - цитирует слова Леонида Павловича портал «Фонтанка.ру».
«Между тем, у ряда наблюдателей сложилось впечатление, что все происходящее весьма напоминало провокацию. К этому подталкивает и полное отсутствие следов авторов «казачьего» письма. И имя организатора мероприятия в «Эрарте» - Артема Суслова. Этот поэт, оппозиционер, организатор «пиратской партии» и прочая, прочая давно известен своей бурной фантазией. То его как лидера движения «Поп-революция» избивают неизвестные, то он подает иск к «Евровидению», то проводит пикеты в поддержку «Викиликс». Сторонники этой версии склоняются к мнению, что поэт вполне мог сам придумать казаков с их письмом и сам же, «испугавшись» их письма, отменить спектакль, получив свою порцию известности», - пишет по этому поводу «Фонтанка.ру»
Похожую версию мы встретили и среди комментариев и на сайте Piter.tv, впрочем здесь в организации провокации обвиняют уже не малоизвестного в Петербурге Артема Суслова, а Леонида Мозгового, Александра Сокурова, а также «частный музей сомнительного «искусства» «Эрарту».
«Что то мне подсказывает, что письмо сочинено совсем не казаками. Этакий пи-ар. К тому же - Сокуров сам себя назначил "великим", или мнение определенной (весьма немногочисленной) части интеллигенции достатачно, как в случае с Тарковским ? То есть снимаешь, то что никому (кроме международных фестивалей) не нужно - значит великий ? Короче выгодополучатели понятны - Мозговой, Сокуров, частный музей сомнительного "искусства" "Эрарту», - пишет, вступая в неразрешимые противоречия с грамматикой русского языка, P29vU8 (орфография и пунктуация сохранены).
Что ж возможно, за этим письмом и не стоят никакие «казаки», но трудно не согласиться с тем, что время и место для провокации было выбрано весьма удачно.
Меньше всего в этой ситуации хочется обвинять 71-летнего корифея сцены в трусости – ведь это нормально, когда человек просто хочет достойно делать свое дело, вместо того, чтобы с кем-то бодаться. Хотя, не скроем, среди комментариев на сайте Piter.tv к истории с отменой «Лолиты» были и такие: «Я один думаю, что Мозговой трусливое гуано?» - написал пользователь wert.
Разговор о трусости перед лицом трудно формулируемой, но весьма реальной угрозы начат не случайно.
Несколько дней назад известный искусствовед, художник и галерист Марат Гельман весьма жестко высказался по поводу трусости в связи с отменой в Санкт-Петербурге его выставки на тему русских икон ICONS.
Отказ Гельмана привозить ICONS стал ответом на просьбу организатора – владельца частной галереи Rizzordi Виталия Рицци перенести открытие выставки с 15 ноября на год. «К сожалению, в настоящее время в городе сложилась крайне неблагоприятная атмосфера для проведения вышеуказанной выставки», - говорилось в послании организаторов.
В ответ на просьбу о переносе выставки Марат Гельман ответил резко, фактически, обвинив организаторов в трусости и вообще отказавшись выставлять «Иконы» в Петербурге.
«Уважаемый, хоть и незнакомый, Виталий Рицци, отвечаю на просьбу о перенесении выставки ICONS. На год. … Один из попечителей вашего фонда – как оказалось – мой близкий товарищ, и он рассказал, что на вас было давление и что фактически ваше письмо «с просьбой перенести» есть результат этого давления. Конечно, плохо, что сегодня людям, занимающимся искусством, надо быть не только профессионалами, но еще и мужественными людьми. Мужество нужно воину, а не куратору или художнику в нормальном обществе. Но мы живем в ненормальном и вам стоит подумать, следует ли вообще продолжать работу арт-институции если кучка мракобесов может с помощью губернатора закрыть выставку», - жестко написал Гельман.
Хотя после разразившегося скандала организаторы выставки всячески пытались вывести из-под удара власти, утверждая, что никакой политической подоплеки за просьбой о переносе не стоит, «осадочек», как говорится, остался.
Ранее «Иконы» сильно возмутили «Профсоюз граждан России» (организацию, борющуюся за сквер имени Сталина и превращение Волгограда в Сталинград), который вместе с примкнувшими к нему мусульманами потребовал от губернатора Санкт-Петербурга защитить культурную столицу от «псевдокультуры».
«Профсоюз граждан России передал в приемную губернатора Санкт-Петербурга подписи, собранные под обращением к Полтавченко Г.С. с призывом не допустить проведение выставки Марата Гельмана в культурной столице нашей страны. Акция по сбору подписей против проведения выставки, оскорбляющей моральные и нравственные ценности нашего народа, историю нашей Родины и религиозные чувства верующих граждан России стартовала 19 сентября. Одиночные пикеты были проведены у Казанского собора на Невском проспекте. 21 сентября к сбору подписей подключились мусульмане. Одиночные пикеты прошли у Александро-Невской Лавры и главной мечети Санкт-Петербурга. Акция показала, что россияне, независимо от вероисповедания, выступают против лжекультуры, навязываемой нам «современными художниками». Всех нас одинаково объединяет неприятие открытого глумления и издевательства над чувствами патриотизма и любви к Родине и над чувствами верующих», - гордо сообщал «Профсоюз граждан России».
При этом, как было заявлено, пикеты должны были проходить под весьма нетривиальными лозунгами. «Возле Александро-Невской Лавры сборщики подписей будут стоять с плакатом: «Защитим русское православие». Возле главной мечети Санкт-Петербурга будет выставлен плакат «Защитим веру от лжеСИОНИСТСКОЙ культуры. Общий девиз акции: «Народ! Россия! Вера!», - говорилось в пресс-релизе «Профсоюза граждан России»
В последний момент, правда, требование защитить «народ, Россию и веру» от «лжесиониской» культуры всё-таки не появилось на улицах города: возможно, авторы просто-напросто не решились сформулировать, что именно они подразумевали под этим странным лозунгом.
Тем не менее, мракобесы могут вполне записать отмену ICONS на свой счет: теперь уже неважно по каким причинам, но красивая выставка на христианскую тему в нашем городе не состоится.
И не только она. В знак протеста против отмены ICONS об отказе в участвовать в Балтийской Биеннале заявило объединение поэтов, художников и философов «Лаборатория поэтического акционизма». «Мы официально отказываемся от предложения участвовать в выставке, которая должна была пройти в рамках Балтийской Биеннале в Rizzordi Art Foundation – в связи с политически мотивированным отказом этой культурной институции в проведении ранее согласованной выставки “Icons”. Вне зависимости от того, имеем ли мы дело с актом цензуры или политической самоцензуры, нам не представляется возможным сотрудничать с пространством, так или иначе подыгрывающим самым реакционным настроениям в обществе. Если что-то мотивируется «неблагоприятной атмосферой в городе», мы не намерены мириться с этим загадочным метеорологическим заключением, мы будем стремиться менять эту атмосферу», - говорится на сайте «Лаборатории поэтического акционизма».
Что ж, возможно, «Профсоюз граждан России» эта информация только порадует – им, скорее всего, поэтический акционизм, как, впрочем, и Балтийская биеннале, ни к чему.
Следующим под удар неведомых сил, разгулявшихся нынешней осенью в Санкт-Петербурге, попал проект Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова «Граждане Бесы», презентация которого была намечена в нашем городе на 3 ноября.
В представлении, помимо Быкова и Ефремова, было заявлено участие Леонида Парфенова, Ксении Собчак и Васи Обломова. Концерт, обещавший по подсчетам СМИ принести организаторам прибыль от 16 до 21 миллионов рублей, был неожиданно отменен.
«Никакой политики в этом нет», - заявили «Фонтанке.ру» представители клуба А2, где должны были высадиться «Граждане Бесы», быстренько убрав со своего сайта афишу концерта и поставив на число, зарезервированное для московских гостей, группу «Трансмиссия».
Политическую подоплеку в отмене концерта отмел и автор – известный писатель Дмитрий Быков. «У нас со Смольным никогда не было проблем, - заявил Быков изданию. – Я думаю, что здесь чья-то перестраховка на местах, или с участниками не договорились», - уверен писатель.
Однако всезнающая Ксения Собчак, не раскрывая свои источники, выдвинула более острую версию причин отмены концерта. «В Петербурге по «загадочной» причине отменили наш концерт 3 ноября с Быковым, Ефремовым, Парфеновым...», - написала в своем Твиттере оппозиционерка, продолжив: «Маразм полный! Из Питера сообщают, что наш концерт «Граждане Бесы» отменили по звонку из Смольного, испугавшись богохульства. Я пока не верю».
«Даже стихи читать со сцены — грех», — позже написала телеведущая, назвав происходящее «булгаковщиной». «Называть «гражданин-поэт» можно, а «граждане-бесы» – грешновато?» - изумлялась Собчак.
Поскольку дочь первого мэра Санкт-Петербурга не указывает источник информации и кроме того известна своей, как это принято говорить, «неоднозначной» репутацией, можно предположить, что всё это ей просто померещилось.
Также Ксении Анатольевне скорее всего померещился некий якобы имеющий национальную подоплеку конфликт в одном из комитетов Смольного.
«Приехала в СПБ-1-ое что мне сообщают: "председатель ГИОП (охр памятников) Макаров-запросил список евреев(!) работающих в комитете-и их уволил», - написала в своем Твиттере Собчак (орфография и пунктуация авторские). «Информация про Макарова странная, но пока устно подтверждена несколькими высокопоставленными людьми», - позже сообщила оппозиционерка, пообещав в качестве журналистки затребовать список уволенных.
Комитет по охране памятников, к этому времени крепко увязший в скандале с незаконным сносом исторического дома Рогова, на намеки Собчак отреагировал резко. Пресс-служба Комитета распространила возмущенную отповедь по поводу твита Собчак, а глава КГИОПа Александр Макаров подал на телеведущую в суд, оценив причиненный ему моральный ущерб в 10 миллионов рублей.
Нет ровно никаких доказательств того, что все упомянутые события связаны между собой. Но, тем не менее.
Череда этих странных историй, как назло, следующих одна за другой, петербуржцам старшего возраста всё больше и больше напоминают, вызывающие у многих ностальгию, советские времена, когда деятели культуры пачками бежали из Ленинграда в Москву, где обстановка даже по тем застойным временам была гораздо менее удушливая.
Сергей Юрский, Аркадий Райкин, более раннее по времени дело Иосифа Бродского…
Хотя, даже сейчас многие вполне аргументировано утверждают, что Сергей Юрский переехал в Москву не из-за антисемитизма тогдашнего «хозяина» Ленинграда Григория Романова, а просто из-за того, что главред БДТ Георгий Товстоногов выжил из своего театра талантливого конкурента…
Что касается Аркадия Райкина, то о причинах его отъезда из Ленинграда, «Википедия» пишет скупо: «В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда стали ухудшаться, и он попросил у Брежнева разрешения перебраться ему вместе с театром в Москву». Вспомним, что как раз во время «ухудшения отношений с партийными властями Ленинграда» Аркадий Исаакович Райкин перенес тяжелейший инфаркт, от которого с трудом оправился.
И последнее.
В очередную лицейскую годовщину 19 октября официальное издание правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник» сделало своим читателям весьма странный подарок.
Издание опубликовало статью «Плоды их «просвещения», подписанную неким Андреем Соколовым. В материале, написанном с огромным количеством фактологических ошибок, в резкой форме осуждались идеи европейского просвщения как порочные и вредоносные для России. Сразу бросалось в глаза, что и на протяжении всей статьи, и в заголовке слово «просвещение» употреблялось только в кавычках.
В статье автор утверждал, что, пустив ядовитые корни еще в пушкинском Лицее, созревшие «плоды «их «просвещения» и по сию пору являются главным злом для России. Пушкинский лицей, по версии автора, оказывается, ответственен не только за восстание декабристов, но и за революцию, красный террор, раскулачивание, ГУЛАГ, вплоть до акции Pussy Riot… И попали идеи европейского просвещения в Россию не просто, а исключительно с целью развалить и погубить Россию.
«Вот и сегодня у нас расплодились сотни НПО – организаций, финансируемых из-за рубежа. Тоже якобы для поддержки «образования», «демократии и прогресса», - протягивает ниточку от пушкинского Лицея до наших дней автор статьи.
«Не без поддержки из-за рубежа развернута яростная кампания против Русской православной церкви – корневой основы русской цивилизации. В Москве группа Pussy Riot организовала шабаш в храме Христа Спасителя», - возмущается автор, которого, однако, радует, что российские власти, наконец-то готовы выставить серьезный заслон «просвещению».
«Российские власти наконец спохватились, и теперь все эти организации, озабоченные «просвещением в России», будут регистрироваться как «иностранные агенты», а подкармливавший их американский фонд USAID в России вообще закрыт», - на этой оптимистической ноте «Петербургский дневник» завершает статью ко Дню Лицея.
При этом руководство издания почему-то не стало размещать «Плоды их «просвещения» на сайте «Петербургского дневника», оставив только в бумажной версии, адресованной в основном пассажирам метро, наспех пролистывающим газету по дороге на работу.
Подробнее об истории с публикацией «Плодов их «просвещения» в газете Смольного, можно прочитать здесь.
И в заключение. И большинству деятелей культуры, и уж, тем более, коммерческим структурам не нужны скандалы, они просто хотят, по возможности, не зависеть от властей, делать свое дело, зарабатывать деньги, создавать, а не воевать.
Поэтому нежелание «дразнить гусей» является разумным и правильным.
Так недавно некий крупный производитель молочной продукции подвергся атаке борцов с гомосексуализмом, которым не понравилось, что на упаковках молока и творога есть рисунок радуги. Организация «Народный собор» сочла радугу гей-символом, уведомив об этом не только изумленную общественность, но и Генпрокуратуру. Так вот, в последнее время молоко и творог с симпатичным молочником на фоне радуги полностью исчезли с полок петербургских магазинов. Вероятно, крупная, известная и очень богатая фирма тоже не захотела дразнить гусей…
В связи с этим, маленький исторический экскурс от «Википедии». «Хорошо известна легенда о том, как «гуси спасли Рим». Это история дошла до нас благодаря «Истории от основания города» («Ab urbe condita») римского историка Тита Ливия. Согласно этой легенде, в V веке до н. э. галлы осадили находящуюся на холме римскую Капитолийскую крепость и попытались захватить её, ночью забравшись по отвесной стене. Защитники крепости крепко спали, и только громко загоготавшие гуси, жившие при храме Юноны, смогли их разбудить и помогли сбросить нападавших вниз».
Елена Янкелевич.
На видео с YouTube: На юбилее Аркадия Райкина Сергей Юрский читает стихотворение Александра Пушкина «Бесы» и французский перевод, сделанный Мариной Цветаевой. Загружено пользователем Boris K, дата: 24.11.2008.
Обсуждение ( 1 ) Посмотреть все