Сегодня, в понедельник, 26 сентября, ООН приступает к рассмотрению заявки Паленстины о полноправном членстве.
В том случае, если США наложат вето в Совбезе ООН на включение Палестины во всемирную организацию, то Генеральная ассамблея путем простого голосования может предоставить территории статус «государства-наблюдателя». Такое решение позволит жителям Палестины участвовать в международных форумах, а также пользоваться Международным уголовным судом. Заявку на вступление в ООН подал в минувшую пятницу палестинский лидер Махмуд Аббас, выступая на Генеральной Ассамблее. Глава МИД Израиля в ходе выступления покинул зал заседаний.
Чем может обернутся признание независимости Палестины для Израиля, для мирового сообщества и для самой Палестины? С этим вопросом мы обратились к консультанту Министерства информации Израиля Илье Васильеву.
Роман Романов: Илья, возможно, именно в эти минуты решается вопрос о вступлении Палестины в качестве полноправного члена в ООН. Как Израиль относится к этому процессу? Почему это так негативно воспринимается? И каковы последствия?
Илья Васильев: Я хотел уточнить, что пока не то чтобы решается вопрос о вступлении Палестины в ООН как полноправного члена, а всего лишь подается заявка. Поскольку это вопрос процедурный: заявка подается в Совбез, который должен её рассмотреть. Вполне возможно, что рассмотрение займет какое-то время. Более того, есть большое количество стран, которые не заинтересованы в том, чтобы принималось какое-то решение. Возможно, будет найден та или иная форма процедурного и содержательного компромисса, и никакого решения принято не будет. С другой стороны, возможно, будет принято решение поставить это на согласование в Совете Безопасности. США уже заявили, что они наложат вето на соответствующее решение. Возможен промежуточный вариант: палестинцев примут в ООН в качестве страны-наблюдателя. У них будет такой же статус, как у Ватикана.
Р.Р..: Давайте представим: палестинский сценарий реализуется, они вступают в качестве полноправного члена в ООН. Как дальше развиваются события? Каков сценарий?
И.В.: Неблагоприятный сценарий – это то, что начнутся какие-то диверсии, террористические атаки со стороны палестинцев на израильские объекты, на граждан. Возможны какие-то провокации на границах Израиля с соседями. Особенно на первом этапе, потому что признаёт государство государством ООН, но для того, чтобы государство было государством, нужно не только признание на бумаге. Для этого необходимы некие основания. Но у Палестины нет этих оснований. Нет ни государственных, ни экономических, ни социальных институтов, чтобы те территории, на которых есть какое-то палестинское управление (Сектор Газа и западный берег реки Иордан), никаких оснований думать, что там завтра, послезавтра или в разумной перспективе будет какое-то образование, которое сможет поддерживать жизнь гражан, таких оснований нет.
Р.Р. : Если оставить все юридические моменты, неподписанные договоры и т.д., почему вы считаете, что Палестинское государство не состоялось как таковое?
И.В.: То, что палестинцы требуют признать государством, состоит из двух анклавов: западного берега реки Иордан и Сектора Газа. В Секторе Газа управляет ультрарадикальная террористическая организация Хамаз , признанная большинством стран мира, кроме России. Другая часть – западный берег реки Иордан. Там управляет конкурирующая с Хамазом движение Фадх, которым руководит Махмуд Аббас, организовавший обращение в ООН. При этом и те, и другие не имеют никакой внутренней легитимности, потому что полномочия Махмуда Аббаса закончились в 2009 году, а выборы и на территории Сектора Газа, и на территории западного берега должны были состояться в этом году, но не состоялись. В особенности Сектор Газа и западный берег реки Иордан не являются экономически самодостаточным регионом. Они живут за счет иностранной помощи, а это около 2 миллиардов долларов в год. Её поставляет Израиль( большая часть поступлений в бюджет Палестинской автономии), США , Евросоюз, арабские страны и некоторые другие, в том числе Япония. На территории Палестинской автономии нет каких бы то ни было современных производств, современных социальных инженерных инфраструктур. Можно сказать, что там нет никаких предпосылок для того, чтобы там было современное государство, которое могло бы хотя бы обеспечивать своих граждан самым необходимым.
Р.Р.: Если внимательно посмотреть на Палестину, прилучится, что никаких следов этих многомиллионных траншей, которые туда идут, мы не увидим?
И.В.: К сожалению, судя по некоторым виллам и другим предметам роскоши, которыми владеют палестинские руководители, есть мнение, что понятно, куда эти деньги уходят, но они точно не тратятся или почти не тратятся на то, чтобы обеспечивать палестинцев тем, что необходимо в современном мире. Более того, это у Израиля есть достаточно большое количество экспертных оценок уровня коррупции. К сожалению, значительная часть этих денег вообще тратиться на закупки и тайный перевоз вооружений и техники для того, чтобы совершать диверсии против израильских объектов и граждан. Известно, что единственная процветающая отрасль деятельности, которая есть в Секторе Газа, - это контрабандный перевоз грузов, в частности, имеющих военное значение, через подземные туннели между Египтом. Не зря их называют палестинские Кулибины. Они весьма преуспели в создании управляемых ракет, которые изначально имели радиус действия 5 километров, а сейчас 25-30, а возможно и 50. Здесь очевиден прогресс. Во всех остальных областях гражданской жизни этого прогресса нет. Для Израиля это большая головная боль, потому что на территории, которая может быть подвергнута ракетному обстрелу проживает до миллиона израильских граждан.
Р.Р.: Получается, что ко-спонсоры ближневосточного процесса, которые направляют туда эти средства, в каком-то смысле спонсируют продолжение ближневосточного конфликта?
И.В.: Есть ощущение, что все понимают процесс, инициированный почти 20 лет назад, зашел в тупик. В том виде, в котором он развивался, он не имеет никакой перспективы. Вся формула, на которой базировались все эти соглашения, это формула: территории в обмен на мир. А вместо этого: территории в обмен на террор. Идея о том, что постепенно произойдет сближение между Израилем и палестинским территориями, будут последовательные договоренности, которые приведут к повышению уровня взаимного доверия, эта концепция тоже доказала свою полную несостоятельность. Но сегодня сложно представить, что Барак Обама выйдет на трибуну и заявит, что последние 18 лет все американские администрации допускали большую ошибку, мы вели вас не туда, дорогие палестинцы и израильтяне. Политика, которую проводили американские и европейские руководители, была неправильной и, можно сказать, порочной.
Р.Р.: В последнее время я часто слышу такие экспертные оценки, что Соединенные Штаты хотят закрыть проект «Израиль», что они бросают Израиль на Ближнем Востоке перед арабским миром и вся эта история надоела. Можно ли сказать, что те заявления Обамы, которые он делает по поводу Палестины, говоря, что США может использовать право вето, в каком-то смысле опровергает эту точку зрения? И вообще вы в Израиле боитесь, что США вас бросит?
И.В.: США действительно основной союзник Израиля на мировой арене. Но важность для Америки отношений с Израилем – не только в прихоти того или иного американского президента. Есть многолетние союзнические отношения, есть понимании того, что Израиль является союзником по ценностям. Не только с точки зрения военных, стратегических или каких-то других интересов. Израиль – это единственное государство на Ближнем Востоке, которое разделяет общие со всем цивилизованным миром ценности. Это развитое, демократическое, терпимое государство, в которое можно спокойно приезжать.
Р.Р.: Внутри самого Израиля есть доминирующее мнение по поводу того, как решить ближневосточный конфликт?
И.В.: К сожалению, последние годы есть общее доминирующее мнение, что в ближайшем будущем конфликт не будет разрешен. Одна из причин: те действия, которые предпринимаются палестинцами, чтобы создать собственное государство, в палестинском виде окончание этого процесса – это свободная от евреев страна. Но это видение не учитывает того обстоятельства, что на территории Израиля проживает около полутора миллионов палестинцев, которые являются гражданами Израиля. Они пользуются всеми политическими, социальными, экономическими правами. Для большинства населения Израиля нетерпима такая ситуация, при которой есть одно неблагополучное, воспитанное на многолетней кампании ненависти к Израилю, свободное от евреев государство Палестина. При этом в самом Израиле компактно вблизи от границы с возможным будущим образованием проживает полутора миллионная арабская община.
Р.Р.: Это потенциальный косовский вариант?
И.В.: Да, можно проводить определенные параллели с Косово и другими Балканскими проблемами. Эта ситуация является для большинства израильтян абсолютно неприемлемой.
Р.Р.: Славянский философ Славой Жижек как-то высказал интересную мысль (сам он, я так понимаю, за палестинцев). Он сказал, что до сих пор ближневосточный конфликт пытались решить, опираясь на реалистичный сценарий, то есть с учетом всех возможных сторон и интересов начинаем переговорный процесс. Разделить на два государства. Очевидно, что этот реалистичный сценарий на практике оказался совершенно не реализуем. Жижек делает вывод: может быть, тогда работающим окажется фантастический сценарий. То есть объединение евреев и арабов в одно независимое государство.
И.В.: Такой сценарий предлагался ещё несколькими деятелями, например, Муамаром Каддаффи. Я думаю, что на нынешнем этапе арабо-израильских, палестино-израильских отношений этот вариант следует признать совсем нереалистичным, потому что уровень взаимного доверия стремится к нулю.
Р.Р.: Пока политики рисуют свои сценарии, подписывают документы, я хочу понять, а сами-то люди, которые живут на израильских и арабских территориях, они-то готовы уживаться вместе, они готовы искать общий язык? Как евреи воспринимают арабов?
И.В.: Тут надо провести четкую грань. Есть палестинцы, которые проживают на палестинских территориях, которые имеют какой-то малопонятный и юридический неопределенный статус, который предоставляют палестинские власти. Надо провести грань между этими палестинцами, и теми арабами-израильтянами, которые живут в Израиле, имеют гражданство, пользуются небывалыми для арабского гражданина на всем Ближнем Востоке политическими, социальными и экономическими правами. То есть уровень жизни арабо-израильтянина намного выше, чем араба не только в Секторе Газа, но и араба в Египте, Тунисе, Ираке и т.д. Более того, считается, что он выше, чем уровень жизни араба в нефтяных монархиях Персидского залива. Арабо-израильтяне поголовно владеют ивритом. Они вовлечены в экономическую жизнь, работаю на израильских предприятиях. Они лечатся в израильских поликлиниках, имеют счета в израильских банках. Для израильской действительности характерно и такое явление, как смешанные города. Есть 6 израильских городов, в том числе Яффо, Акка, Назарет, в которых есть смешанное население.
Р.Р.: Религия играет какую-то роль в арабо-израильском конфликте? О радикальном исламе мы слышим довольно часто. Насколько, по вашему мнению, исламский фактор причина, а насколько это просто некое оправдание, которое используют палестинцы для своих действий?
И.В.: Есть такая проблема, которая особенно характерна для движения Хамаз, в хартии которого написано, что вся территория Палестины является «землею Вакфа». Это заповеданные Аллахом земли. Поэтому никакие переговоры по её поводу, никакая передача её неверным невозможна. Это делает переговоры бессмысленными переговоры с Хамазом. А в тех учебниках, которые палестинская администрация издает, имеется значительный антиизраильский, антисемитский и антииудаистский выпады. Здесь религия используется для разжигания самых низменных страстей, инстинктов. Израиль говорит, что да, иудаизм считает землю Израиля своей, но поскольку есть определенные политические и исторические обстоятельства, необходимо пожертвовать тем, что хотелось бы воспринимать как наследие отцов. Но необходимо пожертвовать им во имя мирного существования. Израиль существует более 60 лет. И не было ни одной пятилетки, чтобы Израиль не воевал. В Израиле устали от этого и готовы чем-то поступиться. В частности некоторыми территориями, где находятся некоторые святыни. Когда Израиль существовал в рамках промежуточного палестино-израильского соглашения «отход из города Шхем или город Намуз», где находится гробница общего для всех авраамических религий праотца Иосифа, как только Израиль оттуда отступил, гробницу разгромила бесчинствующая палестинская толпа. Потому что там были какие-то элементы еврейского религиозного культа.
Р.Р.: Спасибо Илья. Надеюсь, что вся эта история завершится миром, и арабы с евреями найдут общий язык.
утром узнаем - приняли палестину в оон или нет