Алексей Учитель - прославленный режиссер, президент фестиваля «Послание к человеку» рассказал о будущем фестиваля и о своих новых проектах
Алексей Учитель - Народный артист России, режиссер, продюсер, снявший такие фильмы, как «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Край», номинировавшийся на премию «Оскар». С 2010 года Алексей Учитель возглавляет кинофестиваль документальных, короткометражных и анимационных фильмов «Послание к человеку».
О новом фильме - экранизации повести Захара Прилепина "Восьмерка" и "Прогулке" по Генуе
Я предложил Александру Анатольевичу Миндадзе написать сценарий. Съемки начнутся в декабре. И скорее всего пройдут в нашем родном городе - Санкт-Петербурге.
Права на фильм «Прогулка» они, слава богу, в нашей стране находятся. И как раз во время Венецианского фестиваля мы подписали контракт с крупнейшей итальянской студией "Чинечитта" о совместном производстве ремейка по фильму «Прогулка». Прогулка будет проходить по Генуе, но фильм будет совместный и скорее всего героиня будет русская, а все остальные будут итальянцы, итальянский режиссер. Но мы поучаствуем, посмотрим, чтобы фильм получился как минимум неплохим.
А «Чинечитта» не умерла?
"Чинечитта" на сегодня – самая крупная и богатая студия Италии. Мосфильм такой своеобразный. И потом они же получают государственные деньги, я думаю, дело в этом.
Когда еще мы с Дуней Смирновой затевали фильм «Прогулка» по Петербургу, мы хотели сделать еще 10 фильмов в разных городах по миру. Снять «антиподов» по разным странам и у нас, кстати, есть еще 2 предложения: одно от американцев – по Нью-Йорку и второе из Ирландии. Это же универсальная история: ситуации могут быть разные в зависимости от страны, от каких-то особенностей, но идея заключается в том, что фильм и действие фильма идет реальных полтора часа и, я думаю, что это привлекает.
Про конкурсную систему крупных фестивалей
Венецианский фестиваль тем и интересен, что он дает очень широкий спектр и в этом его отличительная особенность. И если все фильмы будут похожи на «Фауст» Сокурова, это тоже будет неправильно.
Согласны ли вы с точкой зрения Александра Сокурова, что конкурсная система фестивалей класса «А» себя изжила и надо придумать новую систему киновыставок?
Нужен ли конкурс, вы это имеете в виду? - Я думаю, если все фестивали будут проходить без конкурса – это движение заглохнет очень быстро. Потому что соревновательный момент – он существует: справедливый он или несправедливый, но он должен быть. И тем не менее, существует же огромный интерес и к Каннскому, и к Венецианскому фестивалям. Соревнование - это тоже одна из частей жизни авторов фильма, и это тоже подстегивает, и дает какой-то толчок вперед.
Скандал с выдвижением фильма Никиты Михалкова на «Оскар»
Я считаю так, что раз решение принято большинством голосов, значит, оно принято. Правильное оно или неправильное, но оно уже есть. Может я бы тоже голосовал по-другому, но это вопрос другой…
Я думаю, что комиссия Оскаровская, во-первых, должна ротироваться постоянно, чтобы там не сидели одни и те же люди. А у нас есть Положение, что люди туда избираются пожизненно, что является парадоксом. Потому что там есть чиновники и уже не чиновники и так далее. Хотя там есть очень достойные люди. Должна быть ротация. Там должны быть не 12 человек, а больше как минимум в два раза. Чтобы там были представлены все кинематографические круги, которые существуют. Чтобы это мнение было объективным. И мы должны знать, как они голосуют, обсуждают. Очень интересно было бы это по телевизору посмотреть всем зрителям нашей страны.
О создании Фонда Кино и распределение денежных средств из гос.бюджета между 8 студиями
Я считаю, что единственный способ, существующий во всем мире, не только в нашей стране - это денежные средства государственные должны распространяться по проектам. Если есть интересный проект у этих 8 студий или у других 10 или где-то еще, то необходимо давать деньги тому, кто это выиграет. Поэтому это несколько несправедливая система и создавать, так сказать, отечественный Голливуд искусственно - бессмысленно. Сами студии должны доказывать, чего они стоят.
А создание Кинофонда считаю правильным, потому что должна быть структура, отделенная несколько от государства, которая должна заниматься проблемами кинематографа. Более мобильная, без большого количества чиновников. Поэтому создание такой структуры – это правильно, ну а как распределят средства, мы посмотрим.
О встрече с вице-губернатором Санкт-Петербурга
Мы обсуждали довольно узкий круг вопросов. Могу сразу сказать, что встреча была очень любопытной, интересной. Мы говорили про фестивали, и помощь обещана.
И еще я предложил такую парадоксальную вещь.. Поскольку наш фестиваль имеет очень хорошую историю - проводится он уже в двадцать первый раз. Я уже неоднократно говорил, что только 2 фестиваля в России официально аккредитованы Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (Fédération Internationale des Associations de Producteurs de Films – FIAPF) это ММКФ и «Послание к человеку». Мое предложение заключается в том, чтобы объединить наш фестиваль с Кинофорумом, который второй раз проводился в этом году. Мне кажется, это было бы правильным, но посмотрим, что из этого получится.
А второе, это не относится к нашей сегодняшней встрече, но это архиважно. Я предложил в Петербурге на базе двух студий – Студии документальных фильмов и Леннаучфильма создать российский федеральный Центр дебютного кино. Мне кажется, это было бы очень здорово, и нужно, как творчески, так и идеологически. Потому что молодые люди, которые заканчивают киноинституты, да они могут пойти к отдельно-взятым продюсерам, но шансы у них невелики, хотя есть определенная государственная помощь для дебютов, как документальных, так и игровых. И сконцентрировать все это в одном месте, причем, чтобы все продюсеры имели туда право доступа и самое главное - создать на базе этого центра современную кинопроизводящую базу, которой нет ни на Ленфильме, нет нигде. Вот об этом мы говорили. Посмотрим, как это будет развиваться.
А чего ни одного примера учительских работ не показали? и даже не упомянули? если уж это рассказ о нем?
А с молодым кино (Центр дебютного кино) - это правда? Вернее, это только разговоры или дело движется к созданию?
Это наш ответ "Париж, я люблю тебя" и "Нью-Йорк, я люблю тебя"
Здорово! Даешь Прогулки по всем городам мира! Классная идея