Сегодня мы приходим в театр, садимся в мягкое кресло, и музыка из колонок современной аппаратуры легко уносит нас в любое место - будь то побережье Тихого океана, таежный лес или шахта на краю России. И нам уже сложно представить, что в первой половине 20 века звукооформители ломали голову, как воссоздать звуки жизни на сцене.
Авторы выставки "РеКонструкция шумов" в Петербурге представили 20 машин, которые помогали озвучивать театральные постановки и фильмы почти сто лет назад. Только представьте, за кулисами стояли огромные агрегаты, которые приводили в действие десятки человек, шумовиков.
Деревянные, металлические и железные экспонаты на выставке копии, но четко воссозданные по чертежам. Каждую машину посетитель сам запускает в действие, извлекая шумы. Поверьте, нужно прикладывать для этого большие усилия. На выставке специально не повесили табличек-инструкций. "На первой выставке, которую мы сделали в Политехническом вузе в Москве, была очень подробная инструкция на каждом аппарате, каким образом им надо пользоваться. За четыре с половиной месяца этой выставки мы выяснили, что читают эти инструкции приблизительно 0,5% посетителей и, прочтя, ничего в них не понимают. Поэтому мы, как в маленьком немецком городе отменили дорожные знаки, тоже отменили правила, чтобы посетители относились к машинам бережнее, чтобы была попытка разобраться в чем-то", - говорит автор выставки Петр Айду.
Все экспонаты разместили в трех залах. В каждом - своя тема. В первом зале поставили аппараты, которые нужно крутить, вертеть. Эти машины издают звуки природы: гром, шум дождя, ветра. В другом помещении - полный релакс, море. Три огромных машины в виде качелей лучше приводить в движение одновременно. Тогда шум прибоя, волн, отлива создает удивительно реалистичный эффект. Звук идет от перекатывающегося гороха.
Третий зал - индустриальная зона. Здесь можно услышать как работает машинный цех, станки, ритмы комбината, шум двигателя внутреннего сгорания. "Если представить себе развитие индустриальной музыки, шумовой музыки, связанной с воспеванием индустриализации в 1930-е годы, то мы представили себе индустриальную дискотеку в стиле 30-х. То есть это место, куда можно прийти и полностью погрузиться в производственный шум", - добавляет Петр.
Такие же машины использовали в первой половине 20 века, например, во МХАТе. Советский режиссер Сергей Эйзенштейн разнообразил шумами при помощи их свою картину "Александр Невский". Хоть технологии давно устарели, кое-где похожие конструкции можно увидеть и сегодня. Говорят, они стоят, например, в театре Немировича-Данченко.
Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все