В Европейском Университете в Санкт-Петербурге в воскресенье, 25 ноября, прошел второй день воркшопа «Как сделать текст своей профессией».
Предыдущий день журналистского семинара завершился лекцией журналиста «Новой газеты» Елены Костюченко. Актуальность и доходчивость того, что рассказывала Елена, так понравилась слушателям, в воскресенье утром на вторую лекцию журналистки пришли все, кто участвовал в первом дне воркшопа.
Какого же было удивление собравшихся, когда выяснилось, что во всем здании Европейского Университета по неизвестным причинам отсутствовало электричество. Все полу в шутку, полувсерьез предположили, что это диверсия тех, кто настроен лично против Елены Костюченко, автора многих острых репортажей и журналистках расследований в «Новой газете» - издании, известном своей оппозиционностью.
Лекцию Елены Костюченко пришлось перенести в другое помещение, микрофон, естественно, не работал, но это не помешало студентам и журналистам узнать весьма важные вещи. Лекция называлась «Репортаж. Метод включенного наблюдения» - то, в чем Елена особенно сильна, как журналист. На основе личного опыта, Костюченко объясняла, как нужно собирать информацию в тех случаях, когда для пользы дела необходимо скрыть, что являешься журналистом, то есть, как пишут в детективных романах, как работать «под прикрытием».
Елена рассказала, что ей неоднократно приходилось бывать в таких ситуациях – она была помощником эксперта в полиции, работала дворником, жила в сквоте уличных подростков, в притоне наркоманов-крокодильщиков, среди трассовых проституток.
Трудно сказать, всем ли слушателям пригодятся в жизни советы отчаянной журналистки, но участникам семинара удалось узнать вещи, о которых в книгах вряд ли прочитаешь. Как создавать легенду, как одеваться, какой телефон брать с собой, как взаимодействовать с фотографом, и множество других полезных вещей, вплоть до того, какие словечки употреблять в разговорах, и стоит ли соглашаться на предложение выпить.
Были советы, касающиеся безопасности журналиста, борьбы с нередко накатывающим, особенно после «горячих точек», посттравматическим синдромом и так называемым «профессиональным выгоранием». Слушатели даже узнали, что нужно есть, и сколько надо спать во время командировок.
К концу лекции Елены свет в здании неожиданно зажегся.
После Костюченко свой семинар провел главный редактор проекта «Слон.ру» Андрей Горянов, который рассказал то, о чем Piter.tv знает уже давно – время бумажных СМИ истекает, будущее за сетевыми изданиями. Горянов рассказал об основных причинах, по которым электронные СМИ захватывают рынок, сколько еще осталось просуществовать бумажным изданиям, и как скоро, по мнению зарубежных экспертов, эра «бумаги» закончится в России.
Затем выступил главный редактор знаменитого журнала «Большой город» Алексей Мунипов, который рассказал об истории этого знакового проекта, о том, какие метаморфозы претерпел проект в связи с кризисом и ростом, а затем спадом политической активности. Алексей упомянул о самых ярких материалах «Большого города» и рассказал, какие именно журналисты, по его мнению, востребованы на рынке СМИ в настоящее время.
В заключение воркшопа Алексей Мунипов и Андрей Горянов провели «круглый стол», на котором ответили на вопросы слушателей. Рассказывая о важности социальных сетей, всё больше захватывающих рынок информации, Алексей и Андрей привели забавный пример. Несколько дней назад весь Фейсбук обошел забавный и довольно фривольный текст, автором которого является Алексей Мунипов. Самое любопытное, что запись была помещена «под замок» - только для своих, но особенность соцсетей такова, что сохранить тайну оказалось практически невозможно. «Замок» не спас – фривольная история, обросшая комментариями, разлетелась по миру, неожиданно охватив аудиторию, которой могли бы позавидовать любые СМИ
«Прочел в фейсбуке у Мунипова, но не нашел там кнопки «поделиться», поэтому просто цитирую», - пишет блогер Александр Тимофеевский, пересказывая анекдот, рассказанный главреду «БГ» в Ереване.
«Прекрасную тут рассказали историю: оказывается, на Новруз персидские девушки массово приезжают в Ереван из Ирана п***ся. И чтобы их не перепутали с другими девушками, они рассредоточиваются по барам и - внимание - держат в руках коктейли зеленого цвета. Или у них в одежде есть что то зеленое. И весь половозрелый Ереван ждет Новруза как манны небесной. А потом, перед отъездом, персиянки идут к ереванским гинекологам и зашиваются обратно. За 100 долларов. Вот такая история. Извините», - без спроса цитирует Мунипова блогер и прибавляет свой комментарий, совершенно «из другой оперы».
«Извинили. А теперь подумаем над прочитанным. И про написавшего тоже подумаем. Леша Мунипов, прекрасный человек и журналист, я его душевно люблю, главный редактор «Большого города», умный, продвинутый, состоятельный; креативный, можно сказать, класс и наверняка Болотная площадь; квартира, машина, Икея, (что там еще?); на каникулах, да и по делу Европа всегда в ассортименте; Бонтемпи, Жан-Жак, Маяк (где еще трутся?) в ассортименте вечерами; словом вполне современный мол. чел. ХХI века, а мечта о Юрьевом дне глубоко сидит, далеко глядит – аж в сказочную Персию. Там девы нежные с миндалевидными глазами томятся по своим темницам, тошно им без свобод, без прав человека, и раз в год они бегут – всего лишь раз в год, на Навруз. Чтоб подержать в руках коктейль зеленого цвета. Любовь моя, цвет зеленый, зеленого ветра всплески, корабль на зеленом море, далекий конь в перелеске. А потом со $100 в зубах ползут к гинекологу - обратно зашиться, назад в темницу. Юрьев день нынче принципиально редуцирован, он не предполагает смены барина - одни зеленого ветра всплески», - пишет Тимофеевский, неизвестно зачем прибавляя: «Не про то ли вся Болотная площадь – любовь моя, цвет зеленый?»
На видео: советы от Мунипова молодым журналистам, которые "могут связать два слова" в связи с тем, что век бумажных СМИ в России явно в ближайшие годы еще не закончится.
Материал подготовила Елена Янкелевич.
Обсуждение ( 3 ) Посмотреть все