Кшиштоф Занусси: Террорист - всегда жертва

0 0

Режиссер Кшиштоф Занусси рассказал о терроризме, религии и кинематографе. Террорист - всегда жертва обстоятельств, считает он, - и мы не должны об этом забывать.

Режиссер Кшиштоф Занусси рассказал о терроризме, религии и кинематографе. Террорист - всегда жертва обстоятельств, считает он, - и мы не должны об этом забывать.

 

Роман Романов: Пан Занусси, только что прошел на Петербургском кинофестивале круглый стол по терроризму. Что вас там больше всего задело в процессе обсуждения? Какая мысль вам показалась наиболее важной?

 
Кшиштоф Занусси: Никаких мыслей у меня там не стало. Был прекрасный просмотр всех картин, снятых за последнее 10 лет на Западе, в Америке и в России, которые касаются терроризма. Мне кажется, самый главный, основной вопрос – этический взгляд на терроризм. Вопрос: кто прав? Почему какое-то меньшинство хочет силой и, жертвуя своей жизнью, довести меня до такого положения, на которое я не согласен? Этого взгляда в современном мире не хватает. И я боюсь, что самые опасные проявления терроризма – это нигилизм. Если людям просто все безразлично. Если им только важно, чтобы было удобно и спокойно. Они не готовы пожертвовать для каких-то идеалов. А знаете, гуманитарные идеалы - за них надо бороться и для них надо иногда жертвовать. Потому что есть терроризм абсолютно бескорыстный. Мы из Достоевского помним, такой терроризм тоже бывает. Просто чистое зло для зла. Есть терроризм, нации, которые хотят независимость. И на такой терроризм мы смотрим другим взглядом. Насколько у нас есть понятие, что все имеют право быть самостоятельными. Но когда Америка хотела распасться в 60-е годы позапрошлого века, тогда Север пришел и сказал: «Нет! Вы не можете выступить с конфедерацией». И тогда оказывается, что Юг должен был подчиниться Северу. Так что хороших примеров - что правда и добро победило, в истории немного.
 
Кто-то чего-то хочет, а кто-то другой чего-то не хочет. И если они не могут договориться мирным способом, то будет террористическая война. Потому что откровенной войны не может быть. И в том и несчастье, но вся человеческая жизнь от Каина и Авеля в Библии, всегда так было что брат убивает брата. И это проблема культуры и воспитания. И морали: как отказаться от покушения убить врага?
 
Р.Р.: Как вы считаете, наступит ли когда-нибудь такое время, когда терроризм перестанет быть для нас проблемой?
 
К.З.: Трудно себе представить. Все говорят, что 21 век будет веком терроризма. Войны уже не так страшны. То, что мы в 20 веке постоянно боялись ядерной войны, кажется, уже не так страшно. Потому что уже столько стран…. Но ядерный терроризм может появиться. Все-таки зло всегда существует. И мы об этом забываем, но это огромная ошибка. 
 
Р.Р.: Скажите, роль кино в борьбе с терроризмом, в осмыслении терроризма, - она какова?
 
К.З.: Для меня вообще роль искусства, роль кино – это помогать людям глубоко посмотреть на свою собственную жизнь и жизнь общества. И понять других. Потому что мы ленивые, мы понимаем себя, а других не понимаем. И мы забываем, что ходим по улицам, а на этих улицах есть сотни людей, которые живут на другой планете. Мы их встречаем в метро и не видим, что они живут на другой планете. А нам надо в глобальном мире жить вместе. Надо понимать друг друга. А как понимать? Прежде всего, благодаря средствам массовой информации, средствам искусства. Мы с помощью искусства понимаем, как думает наш противник, как думает человек, который нас ненавидит. А почему он нас ненавидит? И если кино это объясняет - это огромная положительная роль.
 
Р.Р.: Часто говорят, особенно в современном мире, о связи между религией и терроризмом.
 
К.З.: Ни одна религия не должна и теоретически приглашать к насилию. Но практически, это всегда в теории сидит. И христиане так поступали. И раньше так было в Римской империи. И сегодня. И буддисты так поступали. Хотя сейчас мы видим их как мирных людей, они не всегда были мирными. И индусы так поступали. И значит, человеческая грешная природа часто здесь появляется. Но, на самом деле, религия - это оформление духовности, которая ведет совсем в другом направлении. И этого не должно быть. Поэтому я не уверен, что существует на самом деле исламский терроризм. И не арабский терроризм. Это терроризм тех стран, которые не видят для себя надежды в современном мире и хотят разрушить мир противника. Это, может быть, так и есть. Это не с позиции Бога. Религия касается Бога, прежде всего. И не для того убивают террористы, чтобы приблизиться к Богу. Хотя на словах они это говорят.
 
Р.Р.: Правильно я вас понимаю, пан Кшиштоф, что террорист - это всегда пострадавшая сторона?
 
К.З.: Да. Потому что победитель может жить без терроризма. Это само по себе разумеется.
 
Р.Р.: Понятно. Последний вопрос. Знаете, сейчас в России идет довольно большая дискуссия на тему роли религии в обществе. Кто-то боится, что религия усиливается, кто-то встречает это с радостью. Можете ничего не говорить про Россию, но, в принципе - роль религии в обществе? Стоит нам бояться того, что у нас усиливается православие?  
 
К.З.: Я бы сказал так: бояться не надо, но и радоваться тоже. Потому что религия, если она глубоко поднята, если человек ее глубоко переживает, - она всегда в пользу человека. А религией тоже можно торговать. И даже у христиан есть образ Христоса, который выгнал халявщиков из храма. Те, которые торгуют религией и будут использовать ее для политических целей, для того, чтобы разбогатеть, для того, чтобы подавить других - это всегда было в истории. И этого надо бояться. Но хорошая религия – чистая, где есть вера и добро – бояться не надо. А в христианстве, конечно, в православии это и есть самое основное.  
 
Р.Р.: Спасибо, пан Занусси!
 
К.З.: Спасибо! 
Теги:
Категории: ,

Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все

Новые комментарии