Тарелкин R.I.P

0 0

В этом году исполнилось 115 лет со дня смерти драматурга А.В.Сухово-Кобылина. В театре «Приют комедианта» идет спектакль по его пьесе «Смерть Тарелкина» (режиссер Семен Серзин). А в Москве историки выступают за возвращение праха драматурга из Франции на родину, в Россию.

Попытка мистифицировать собственную смерть привела Тарелкина в плохую компанию. На сцене гроб, в который он пытается влезть. Гроб пытаются втиснуть в узкую могилу и для этого распиливают. Занимаются судьбой покойного сразу несколько человек. Мужчина в женском платье, весь испещренный тюремными наколками. Женственный мужчина с покрытыми черным лаком ногтями. Кавказец с корсетом, на который натянута верхняя одежда. Женщина в юбке-паутинке, в сочленениях которой - оторванные головки детских куколок.

Можно ли представить себе сегодня человека, который будет притворяться умершим? Конечно, можно. Наверное, иногда проще сказаться покойником, чем оплатить долги перед банками. Впрочем, сегодня законодательство пытается защищать права заемщиков. А в XIX веке, когда писалась пьеса, процедура банкротства была слишком болезненной.

Тарелкина послушно обступают люди с рыбьими головами. Гниющая рыба, по замыслу героя, своим отвратительным запахом должна отпугивать любопытных от гроба. А люди с рыбьими головами отпугивают своим внешним видом.

Речитатив, пение, многократные повторения закольцованного текста, танцы в неестественно вывернутых позах - усиливают трагикомический эффект. В полу сцены постоянно открываются люки, в которых герои прячутся или просто находят вдохновение. Если кто-то из них когда-нибудь не выползет - то ничего удивительного: в этом смешном аду - буффонады и цирка ничуть не меньше, чем смерти и трагедии.

Второе действие по стилю сильно отличается от первого. Тут перед нами - вполне реалистичные сцены в полицейском участке, где пытают Тарелкина. Второе действие вполне можно назвать энциклопедией силовых ведомств России XIX-XXI веков. Мы можем проследить, как в жандарме зарождается конспирологическая идея о виновности окружающих, как появляется желание мучить и унижать. Физическое и психическое насилие, приемы унижения и оскорбления, взяточничество, карикатурное чинопочитание, практиковавшиеся в царской, сталинской, советской и постсоветской России... Никакого омбудсмена, защитника прав человека тут нет и не будет. Тарелкин, который хотел всех обмануть, в результате оказывается обманутым "оборотнями" в царских погонах.

На голове у Тарелкина значительную часть спектакля - парик с выпирающим глазом. Зачем глаз? Так выглядит ужаснее. Кстати, один из актеров, игравших в пьесе полувека назад, действительно поплатился зрением во время творческого процесса. Речь про Эраста Гарина, который играл роль Тарелкина в фильме "Веселые расплюевские дни" (1966 год) и во время съемок попал в аварию, в результате которой один глаз ему удалили, а второй просто перестал видеть. После этого Эраста Гарина в значительной мере прекратили приглашать на съемки и в театр.

Судьба самого драматурга Сухово-Кобылина, автора пьесы, тоже сложилась не лучшим образом. Значительная часть его текстов была уничтожена пожаром. Прах его через некоторое время после похорон за границей был извлечен из могилы администрацией кладбища во Франции, так как никто не оплатил, согласно правилам, дальнейший срок хранения урны в могиле. Незахороненный прах драматурга до сих пор лежит во французском колумбарии и ожидает возвращения в Россию. Пока это сделать не получилось. Вот такая черная комедия. Тарелкин и Сухово-Кобылин - R.I.P.

Автор: Родион Чепалов.

Фото: сайт "Приют комедианта"

Теги:
Категории: , , , , , ,

Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все

Новые комментарии