Тема банкротства вновь актуальна. Петербугские маршрутки обклеены объявлениями, предлагающими избавить от долгов. Один из путей - банкротство. По телефону вам объяснят все плюсы и минусы того, чтобы объявить себя экономически несостоятельным. Мошенничество в этой сфере не приветствуется. Те, кто собирается притворяться банкротами, могут зайти в театр на Литейном и посмотреть, чем это может закончиться.
На сцене - огромное кресло, в которое периодически садятся те, кто хочет ощутить свое величие, унижая окружающих. В другом конце - стол, за которым всегда нальют рюмку-другую в обсуждении дьявольских козней. В углу - икона, которая не мешает героям творить мошеничество, злословить, осуществлять насилие: все они молятся в перерывах между тем, чтобы сказать или сделать какую-нибудь гадость. Свешивающаяся на сцену полупрозрачная ткань с легким, иссиня-зеленоватым оттенком, возможно, подчеркивает атмосферу метафорического "болота", в котором живут персонажи. На сцене постоянно появляются лестницы и покатые помосты: герои как бы - то возвышаются в своих глазах, то "падают".
Тревожная музыка (Ольга Петрова) настраивает на ожидание опасных событий. Диалоги кажутся смешными, неожиданными, "жизненными".
Самсон Силыч Большов (заслуженный артист России, Александр Рязанцев) задумал обмануть кредиторов и женить свою ленивую, избалованную дочь Липочку (актрисы Татьяна Тузова, Ася Ширшина) на пройдохе-приказчике Подхалюзине (актер Сергей Колос). Но ничем хорошим для него это не закончится: сам он попадет в долговую яму. А Подхалюзин всех объегорит: и сваху Устинью Наумовну (з.а.России Ирина Кушнир), и Сысоя Псоича (Сергей Мосьпан, Константин Мухин).
"Хороши" четыре безымянных молодца, периодически появляющиеся на сцене: они то воплощают в жизнь мечты-сны Липочки, то расправляются со ставшим неугодным, пришедшим за гонораром Сысоем Псоичем. Они и мальчики на побегушках у купца, и вальсирующие в снах джентльмены, и официанты.
Первое действие - проходит в подчеркнуто исторической атмосфере Москвы XIX века. Во втором герои, скорее, осовремениваются: Похалюзин натягивает малиновый пиджак, Липочка одевается в вечернее платье из бутика, а рядом - как будто сотрудники "кейтеринговой" компании.
Со сцены звучат слова, которые давно стали цитатами, например, "Стыд не дым, глаза не выест". А что, и правда, разве репутация сейчас так много значит? Что бы ни случилось: поменял название фирмы, поменял директора - можно вести бизнес дальше, как будто ничего и не было?
Патриархальный Самсон Силыч говорит про свою дочь: "Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю". Однако в результате "съели" его самого. Хороший урок для тех, кто хочет быть хитрее и злее всех. Герои-"победители" становятся энергетическими моральными "банкротами": чтобы жить и богатеть дальше, скорее всего, им придется опять обманывать и убивать, а это ничем хорошим не закончится.
Автор: Родион Чепалов
Фото: официальный сайт Театра на Литейном
Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все