Советский режиссер и сценарист Григорий Козинцев (1905-1973) незаслуженно обделен вниманием современного массового зрителя. А ведь, по мнению критиков, он не уступает Тарковскому, Климову и другим, более известным советским мастерам.
Наибольшую популярность ему принесли экранизации литературных произведений: Дон Кихот (1957), Гамлет (1964) и Король Лир (1970) вошли в список мировой классики и получили множество наград на международных кинофестивалях.
Первую советскую экранизацию "Гамлета" можно назвать вершиной творчества режиссера. Она получила специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля, номинацию на "Золотой глобус", премию "Фемина" и другие награды, глубоко запала в душу Дэвиду Линчу и попала в список "must see" на курсах по истории кино и режиссуре в ВУЗах.
Поставленный по переводу Пастернака, фильм довольно точно передает события пьесы: датский принц Гамлет теряет отца. Находясь в состоянии скорби не только от смерти близкого, но и от того, что все очень быстро решили жить дальше, он встречает призрак отца, обвиняющий в своей смерти брата Клавдия, ставшего Гамлету отчимом. Желание отомстить меняет молодого принца, затмевая любовь к прекрасной Офелии и позволяя другими глазами взглянуть на своих друзей и близких.
Гамлет, в исполнении Иннокентия Смоктуновского, чем-то напоминающий Женю Лукашина из картины "С легким паром", настолько искренне и страстно смотрится в кадре, что, очень скоро, зритель перестает быть отстраненным свидетелем трагедии и становится ее участником: радуется метким шуткам Гамлета, скорбит вместе с ним об утрате близких… К тому же, появившись в эпоху "оттепели", фильм очень смело демонстрирует борьбу личности и системы.
Кроме Смоктуновского, в картине приняли участие Михаил Названов (король), Эльза Радзинь (королева), Юрий Толубеев (Полоний) и Анастасия Вертинская – самая прекрасная Офелия на свете, которой пришлось тонуть в ледяной воде и быть заживо погребенной во время съемок.
Стилистика "Гамлета" отсылает к эпохе Возрождения, особенно к работам Босха и Брейгеля. А сцена смерти Офелии практически один в один копирует "Офелию" Джона Милле. Также на ум приходят ассоциации с "7 печатью" Бергмана и (совсем немного) фильмами Жана Кокто.
Как известно, "Гамлет" уже давно разошелся на цитаты: быть или не быть, бедный Йорик, неладно что-то в Датском королевстве, что ему Гекуба?, не играйте на мне как на флейте, круговой объезд по кишкам нищего… Если вы забыли, в каких ситуациях звучали эти фразы или даже не знали, что они из Шекспира, просмотр фильма Козинцева поможет вам раскрыть их смысл и узнать предысторию. Ну, и, разумеется, порадует потрясающей картинкой, мастерской актерской игрой и, не смотря на трагизм истории, позволит от души посмеяться!
Елизавета Назаренкова
Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все