Семейные ссоры в жизни обычно проходят в интерьерах квартир. А в этом спектакле нет диванов, кухонь, торшеров, ковров, сервантов и прочей атрибутики семейной жизни. На сцене -только выбеленные краской стулья, на которых размещаются герои. Эти стулья и есть квинтэссенция быта: "на двух стульях не усидишь". На них герои исповедуются перед судьей, которая принимает решение, разводить их или дать возможность примирения.
Развод - дело болезненное. Судья явно старается сохранить семьи. Но ее позиция совсем не обязана совпадать с авторской: эта судья бывает смешна в своих попытках "склеить" давно разлаженные семейные отношения.
На сцене чередуются одно судебное заседание за другим. Супруги Козловы, Мироновы, Никулины, Керилашвили, Шумиловы, Беляевы (здесь могли бы фигурировать и любые другие фамилии из списка жильцов любого многоквартирного дома ) - обвиняют друг друга в бессердечии, дущевной глухоте, низости, подлости, изменах, насилии, алкоголизме. В каждой истории - своя изюминка, у каждого героя - своя правда.
Режиссер намеренно не уводит героев со сцены: даже во время чужих диалогов - остальные пары сидят на стульях, иногда стыдливо отвернувшись, иногда с интересом разглядывая происходящее, иногда укрывшись под черными зонтиками. А что вы хотели? Вся личная жизнь - у всех на виду.
Судебные заседания прерываются сценами из жизни советских граждан в городском клубе досуга. Вот все разводящиеся пары танцуют чарльстон, вот "белый танец", вот они участвуют в нелепых конкурсах (типа "прыжки в мешках"). После одного из конкурсов они просто оказываются в карикатурных позах, с мешками на ногах перед судьей на опросе: да, развод - это трагично и нелепо!
В чем виноваты эти разводящиеся люди друг перед другом? Они явно не умеют договариваться, не всегда готовы быть искренними, не способны прощать и смягчаться. Они страдают психологическими зависимостями и созависимостями, до предела обостряют внутриличностные и межличностные конфликты, нарушают границы психологического комфорта друг друга. В общем, они обычные люди, как мы все...
В конце спектакля одна из бывших жен заболевает и попадает в больницу: задняя стена на сцене опускается, героиня растворяется в полутьме, оставляя страдать бывшего мужа. Найдет ли он вновь себе вторую половину или всегда будет страдать, что упустил свое счастье?
В советские времена, когда писалась володинская пьеса, создание крепкой семьи обеспечивала идеология, настаивающая на пользе от ячейки общества в деле строительства коммунизма. Сегодня роль идеологии поменьше, зато к услугам молодежи -психологи, медиация, курсы семейного счастья и прочие службы. И что они - реально помогают создать крепкие отношения?
В зрительном зале сидят как состоявшиеся пары, так и потенциальные. Все они извлекают свой урок из ситуаций на сцене: с любимыми не облажайтесь!
Автор Родион Чепалов
Фото: сайт на Литейном
Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все