Прошлое столетие дало человечеству не так уж много хорошего. Уставшие от глобальных мировых конфликтов и натужной борьбы с тоталитаризмом люди конца двадцатого – начала нынешнего века хотят просто развлекаться и отдыхать. Современного человека раздражает практически все – политически новости, культурные события, постановления правительства – все вызывает в нем отторжение и желание уйти из этого нервозного мироздания в какой-нибудь иной, выдуманный мир.
Подобные настроения настолько широко распространились в последние десятилетия, что ученые-социологи даже придумали название для этого явления – эскапизм. Желание человека спрятаться, убежать от проблем современного мира и личных трудностей в некую виртуальную реальность, которую человек придумывает себе сам даже без помощи компьютера, или покупает за небольшую мзду у выдумщиков-профессионалов.
Профессионалы же в последние десятилетия предлагали жаждущим погружения в мир фантазии строго определенный набор услуг. Тренды в этой сфере менялись вместе со сменой исторических эпох и общественных настроений. Если в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века, в связи с успехами человечества в области освоения космоса, в моду вошла научная фантастика, то в двадцать первом веке место лидера окончательно закрепляет за собой жанр фэнтези.
Надо сказать, что если научная фантастика еще была достаточно свободным жанром, в котором мир не делился на черное и белое, не было обязательных требований к героям и персонажам фантастических произведений, а написанное в этом стиле, по мнению многих ученых, способствовало благому делу – популяризации и пропаганде научных знаний, то жанр фэнтези сразу получил “жесткий ошейник” в виде строгого канона.
Так уж повелось, что с самого своего рождения выдуманные фэнтезийные миры отличались убогим и примитивным устройством, а сюжеты произведений этого жанра упорно следовали схеме “road story” – дорожной истории, в которой главный герой сотоварищи идет куда-то на протяжении большого количества томов. Удивительно, но именно это примитивная концепция жанра и стала залогом его стремительного успеха.
Если в фантастических произведениях какие-нибудь жители планеты Ж-37 могли оказаться как плохими, так и хорошими или вообще разными, то в фэнтези, как в трагедиях далекой античности, герой следовал судьбе, определенной его рождением. Рожденный гоблином был обязан стать вредным и злым по причине своей тлетворной генетики, а симпатичный хоббит оставался симпатичным всегда – даже став трупом. Разрушить убогий канон примитивного жанра пытались многие, но окончательно “прорвало” только Джорджа Мартина.
В серии эпических фэнтези-романов “Песнь Льда и Пламени” Джордж Мартин сумел разрушить самый надоевший канон популярного жанра. Персонажи его книг уже не обязаны от рождения и в силу своего происхождения вести себя “плохо” или “хорошо”. Джордж Мартин, подобно Дейнерис Таргариен, вступил на территорию фэнтези как освободитель. Его персонажи больше не рабы обстоятельств и, как говорили в старину, действительно способны на поступок. Они в любой момент могут удивить или огорчить читателя, способны держать его внимание в постоянном напряжении, делают сюжет книги действительно динамичным и непредсказуемым.
Возможно, именно этот, в своем роде революционный подход автора и объясняет успех романов Джорджа Мартина и еще больший успех их экранизации – “Игры престолов”. Стремительный рост рейтингов Игры престолов от сезона к сезону хорошо виден на графиках. Пока число зрителей 4-го сезона по итогам первого показа таково: 6,64 млн. зрителей (первый показ 1-й серии), 6,31 (2-й), 6,59 (3-й), 6,95 (4-й), 7,16 (5-й), 6,4 (6-й, показ совпал с Днем Матери), 7,2 (7-й и 8-й). Всего четвертый сезон собирает 17,8 млн. зрителей всеми легальными способами (на английском языке). Это значит, что “Игра престолов” стала самым популярным сериалом HBO.
Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все