Дары волхвов в России: итоги, оценки и снова Милонов

0 0

Дары волхвов уже покинули пределы Санкт-Петербурга и сейчас находятся в Минске, где святыню верующие встречали, стоя на коленях. Привнесение в Россию Даров волхвов стало не только важным явлением в церковной и общественной жизни, но и серьезным испытанием и для организаторов, и для верующих. Подводим некоторые итоги и делаем попытку оценить деятельность тех, кто обеспечивал пребывание святыни в Петербурге. Ну и на закуску: история о том, как Виталий Милонов пришел и всё испортил…

Дары волхвов, якобы те самые, которые были поднесены восточными мудрецами младенцу Христу почти две тысячи лет тому назад, покинули место своего нынешнего пребывания на греческом Афоне, побывали в России, а теперь радуют верующих в братской Белоруссии.

Как сообщают из Минска, несмотря на мороз, десятки тысяч паломников торопятся приложиться к святыне, не пугаясь крещенских морозов, запоздало обрушившихся на Восточную Европу.

Белорусские СМИ пишут, что плотная широкая  очередь к Дарам волхвов тянется от Дома милосердия, где выставлена святыня почти до проспекта. Паломники из разных городов Белоруссии и из других стран стремятся в храм в честь святого праведного Иова Многострадального, чтобы приложиться к святыне.

При этом, говорят, в Белоруссии при встрече Даров произошло то, чего не было даже в России во время встречи святыни. «Мы такого нигде еще не видели: люди, встречавшие нас, стояли в снегу на коленях, в сугробах, на морозе, и молились. Такого не было нигде — ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге», - рассказал белорусский священник иеродиакон Пантелеймон.

На всякий случай приведем расписание пребывания Даров волхвов в Минске.

Святыня находится в храме в честь святого Иова Многострадального Дома милосердия (Минск, район станции метро "Восток"). Доступ верующих к святыне открыт с 18 до 23 января с 8.00 до 22.00 (при необходимости время продлевают), а 24 января Дары отправят в Киев.

Ну, минчанам и евромайданным киевлянам встреча с Дарами еще предстоит.

А мы пока подведем некоторые итоги пребывания святыни в пределах России.

По официальным данным, за время пребывания в Москве и Санкт-Петербурге к святыне приложились более шестисот тысяч верующих.

О том, как дело было поставлено в Москве, немало написано московскими журналистами и блогерами.

Что касается Северной столицы, то здесь, как сообщают власти, число верующих, приложившихся к святыне, превысило 165 тысяч человек.

Попробуем подвести некоторые итоги и даже рискнем расставить оценки.

Итак.

Время привнесения Даров в Россию.

Церковные власти и крупные меценаты сочли возможным впервые вывезти Дары волхвов из монастыря святого Петра на Афоне и на Рождество привезти в Россию. Время, казалось бы, подходящее – волхвы пришли именно к новорожденному Иисусу. Но Рождество Христово, напомним, имело место на территории нынешнего Израиля, где в это время года конечно довольно-таки холодно – всего-то около 20 градусов тепла…

Москве еще повезло – там из-за погодной аномалии во время привнесения Даров держались плюсовые температуры, но уже в Петербурге многочасовое стояние на улице, и так нелегкое, превратилось из-за грянувших морозов в тяжелейшее испытание. В Минске, пишут, еще холоднее. Так что время, в которое привезли Дары, выбрано явно неудачно. Ставим за это неуд.

Вопрос о подлинности реликвии и отношение к этому церкви.

Вопрос о подлинности этих самых Даров волхвов не мог не возникнуть – уж слишком велик был поднятый вокруг них ажиотаж. Историки и журналисты чуть ли не волосы друг другу повыдергивали (к счастью заочно), в то время как высшие церковные иерархи не уставали повторять что в Россию пожаловала реликвия, свидетельствующая о земной жизни Христа.

Историки в принципе сделали более ли менее толковый разбор, откуда, скорее всего, пожаловали эти Дары, и точно ли им те самые две тысячи лет. Перед лицом приведенных фактов перед церковниками, казалось, были открыты все двери: мягко дать понять верующим, что речь идет не только о подлинности святыни в чистом виде, но и о ее, так сказать, намоленности (отметим, большинство паломников и сами это вполне осознавали). Однако официальных разумных разъяснений от РПЦ не последовало – ну а как постарались некоторые защитники «чистоты веры», даже говорить неудобно: мракобесие и пещерный антисемитизм не лучшие спутники веры… Впрочем, к этой теме мы еще вернемся.

Итак, за отказ от вменяемой дискуссии по поводу происхождения и датировки святыни – второй неуд.

А вот остальные оценки в табеле будут не столь удручающими.

В дело, помимо церковников, вступили светские власти, при помощи которых и организовывалось всё действо поклонения Дарам.

Как дело было поставлено в Москве, судить не станем – свидетелями не были.

А вот питерскую историю обсудим.

Место выставления даров.

Новодевичьему монастырю не впервой принимать реликвии и разруливать многотысячные толпы паломников: были и привнесенные мощи святых, и Пояс Богородицы, который привозили два года назад.

В общем, снова справились. И то, что реликвия была выставлена именно в этом месте, а не в главных петербургских храмах (Казанском, Никольском, Владимирском), возможно, объясняется не только местоположением Новодевичьего монастыря на отшибе, где удобнее разумно организовать очередь, но и историей обители. Монастырь и прилегающее к нему уникальное Новодевичье кладбище настолько чудовищно пострадали за время советской власти, что даже невиданная по масштабам и затратам реставрация не залечила ужасных ран, нанесенных вандалами. (Стены Казанского собора, где были выставлены Дары, пронизывают трещины – всего пару десятилетий назад в храме находился цех завода, а под куполом в неовизантийском стиле носился огромный кран. Впрочем, это конечно лучше, чем выгребное отхожее место, в которое превратили часовню взорванного собора в городе Луге. Но это так, к слову).

Так что за выбор места ставим твердое отлично. А вот дальше непросто.

Организация 8-12 часового стояния 165 тысяч человек это вам не шутки: сродни эвакуации во время войны или стихийных бедствий. Тем более, что дорога к Дарам пролегала мимо тех самых знаменитых Бадаевских складов, которые горели после первой бомбежки Ленинграда в сентябре 41 года, и где в первую блокадную зиму копали землю с расплавленным сахаром.

Так вот. Как всегда самый тяжелый - первый день (вечер 14 января, день привнесения даров в Петербург). Да, не смогли сразу грамотно развести два потока паломников – общую очередь и людей, которые пришли на поклонение с маленькими детьми, произошла давка, которую с немалым злорадством обсуждают в соцсетях до сих пор. Да, сдерживать обезумевшую в какой-то момент толпу бросили пацанят-курсантов, некоторых из которых уже самих не держали ноги.

Но больше организаторов в принципе упрекнуть не в чем. Полиция  - сама адекватность и не просто вежливость, а искреннее участие и, как бы это сформулировать… Подкупало отсутствие весьма частого в отношении у обличенных к властью к нам, так сказать, населению, некоторого брезгливого презрения – дескать, что вы тут под ногами путаетесь, работать мешаете.

Так что полиции четверка (с учетом прокола в первый день).

Ну, курсантам – понятно: дополнительный отпуск и пятерка за морально-политическую.

МЧС. В стране, где даже Дары волхвов  не в состоянии защитить город от трех в один день  коммунальных аварий, ведомство, созданное Сергеем Шойгу, без сомнения, остается главным. Полевые кухни, теплые шатры, и т.д. Короче, справились. Медики тоже не подкачали.

Волонтеры. Без них пропали бы: люди, которые помогали круглые сутки, чем могли, излучали не только благочестие, но и добросердечие, что, согласитесь, в наших палестинах не всегда идет рука об руку. Пятерка с плюсом.

Окрестный бизнес – вел себя по-человечески: бесплатные туалеты, возможность отдохнуть, поесть и погреться, и т.д.

Городские власти: Водоканал сначала забыл поставить туалеты на Киевской улице, но потом исправился, вереницы автобусов, еда частично за счет городского бюджета, мобилизация всех служб, и т.д. В целом справились удовлетворительно.

Организаторы: делали, что могли. Помогали прессе, а при провокации с продажей VIP-пропуска действовали стремительно и жестко, но в общем справедливо. В политические дискуссии не лезли, были восприимчивы к разным точкам зрения. Оценка – хорошо.

Петербургская митрополия. Не хватало людей, окормляющих паломников во время тяжелейшего ожидания, слишком подгоняли верующих в храме (хотя это имеет объяснения…) ну, в целом справились.

Паломники. Ну, люди – они люди, милосердие, которое порой стучится в их сердца, квартирный вопрос… короче сами знаете. Разные, пришли с разными проблемами, с разной степенью веры. Но в целом обстановка была благостной, достойной, люди вели себя терпеливо, не забывали о взаимопомощи и милосердии. А что кое-кто пытался пролезть без очереди – ну что ж… и это свойственно человеческой природе. Короче, верующие тоже правились с испытанием и выстрадали свой катарсис.

В общем, с Божьей или людской помощью городу удалось справиться с Дарами, а святыне – возможно, одарить петербуржцев толикой веры и здоровья.

P.S. Благостное настроение резко улетучилось после комментария популярного городского персонажа Виталия Милонова, который не устает заявлять о своей воцерковленности и даже, как он сам утверждал, в качестве священника дважды приложился в Дарам волхвов. Причем без очереди.

И вот сей православный муж высказался всё для «Комсомольской правды» следующим образом:

«И партия "Яблоко" и ее апологеты - люто ненавидят российские традиции, особенно Борис Вишневский - русофоб и либерал (тут было другое слово – бранное – прим. КП), - написал Милонов.- Советую всем прочитать писульку русофоба-депутата. Сколько будем терпеть политических гастарбайтеров? - продолжил депутат-пономарь.- Не вам, нехристь, судить о дарах, - обратился Милонов к Вишневскому. - Сколько уже вы поганить нашу землю будете, христоненавистники! Уважайте страну, давшую вам кров».

Как говорится, конец цитаты. Так г-н Милонов отреагировал на запись в блоге депутата Бориса Вишневского с весьма разумными замечаниями о том, почему православная святыня рекламируется на госканалах  в светском государстве, и почему недешевая организация поклонения Дарам происходит не за счет РПЦ, а на деньги налогоплательщиков.

С Борисом Вишневским можно соглашаться или спорить, дело каждого… Но когда депутат Милонов, называющий себя православным, и даже подвизающимся в качестве священника, дискутирует, используя откровенно антисемитскую риторику, можно и пересмотреть некоторые выставленные авансом оценки.

Так что, как бы такие, как Милонов, не испортили всё, с такими страданиями полученное от Даров волхвов.

 Материал подготовила Елена Янкелевич, видео Илья Бутаков. 

Теги: , , , , , , ,
Категории: , ,

Обсуждение ( 5 ) Посмотреть все

Аноним
04.02.2014 5:07

Садовник живущий в собственном коттедже у моря ему разрешили он заслужил привез три куска золота и наш народ ходит и целует их да Чумак и Кашпировский завидуют

Аноним
24.01.2014 14:51

Надо же , как забеспокоился г. Вишневский, о деньгах налогоплательщиков! А когда ему платят зарплату не соразмеренную его выполнением должностных обязанностей, он почему то не беспокоится , что слишком уж много получает..... Скажите спасибо,г. Вишневский долготерпеливому РУССКОМУ НАРОДУ! И русофобия тут не причем, как не любили вы и вам подобные русский народ, так и не любите.....

Я не понимаю, о чем речь? Вот, прибыли дары волхвов. Их поцеловало столько-то тысяч в Москве, столько-то тысяч в Питере, очереди были большие, все хотели приложиться, не все успели.... Что это? Зачем это? Вы уверенны, что такие разговоры, действительно угодны Богу? А где же вы Бога "потеряли" за этими ничего не значащими сообщениями. Ну была большая суета вокруг предметов и что? Кому от этого польза. Богу? Людям?

Аноним
20.01.2014 14:40

Не нравится Борису Вишневскому, чего живёт в России? Пусть едет в Европу! Материал Елены Янкелевич неудачный. Личная и столь узкая точка зрения. Псевдожурналисты. Наглость автора поражает. Чего не стала наезжать, когда святыню привозили на Кавказ? Боишься?

Новые комментарии