Алексей Герман оставил завещание

0 0

Ушедший от нас великий режиссер Алексей Герман оставил завещание – фильм "Хроники арканарской резни" по культовому роману братьев Стругацких "Трудно быть богом", картина, которую мастер снимал последние 14 лет, и которую ему так и не довелось увидеть на экране.

Ушедший от нас великий режиссер Алексей Герман оставил завещание – фильм "Хроники арканарской резни" по культовому роману братьев Стругацких "Трудно быть богом", картина, которую мастер снимал последние 14 лет, и которую ему так и не довелось увидеть на экране.

В воскресенье, 24 февраля, в Санкт-Петербурге прощались с великим режиссером Алексеем Германом, который так и не успел увидеть на экране свое последнее и, вероятно, главное произведение – фильм по роману Стругацких "Трудно быть богом".

Прощание проходило в главном павильоне Ленфильма – киностудии, с которой была связана вся творческая жизнь мастера, и где Алексей Герман создал свои произведения, навсегда вошедшие в золотой фонд мирового кино.

Гражданская панихида началась в 10 часов, к этому времени в главном павильоне, где был установлен гроб с телом Алексея Германа, уже собрались несколько сот человек, и люди продолжали подходить.

На церемонии прощания присутствовали официальные лица, зачитывались правительственные телеграммы с соболезнованиями, но главные слова о великом мастере сказали его товарищи по цеху и друзья – режиссеры, актеры, зарубежные кинематографисты, деятели искусства.

Юрий Норштейн, Евгений Татарский, Олег Басилашвили, Андрей Смирнов, политик Алексей Кудрин, артисты, писатели, зрители, почитатели таланта ушедшего режиссера говорили о вкладе, который Герман внес в кинематограф, о том, что он лично сделал для спасения Ленфильма, о его бескомпромиссности, творческой и личной храбрости, умении дружить и при это оставаться предельно искренним, о верности призванию. Несколько раз, говоря о масштабе личности ушедшего мастера, выступающие вспоминали Льва Толстого.

"Я вспоминаю слова Антона Павловича Чехова после его визита к Льву Николаевичу Толстому, которого он лечил в Крыму, - рассказал друг Германа артист Олег Басилашвили. - Чехов говорил – вот умрет Толстой – и все, нам хана, нам конец. Бунин его спрашивал: почему? А тот отвечал: потому что дальше пропасть, а Толстой как стена, которая охраняет нас от нее. Вот умрет Толстой – и все будет позволено. Боюсь, с уходом такого режиссера, как Леша, станет позволено еще больше даже, чем позволяют себе сейчас",- отметил Басилашвили. По словам артиста, деятели искусства в память о Германе должны сконцентрироваться на одном – "не дать опуститься планке, которую поставил перед всеми нами замечательный Лешка Герман".

"К Герману просто невозможно было относиться не как к гению, - заметил его друг и товарищ по цеху режиссер Алексей Учитель. - Правильно кто-то сказал: у нас вырвали то, на что мы ориентировались. Теперь этих ориентиров практически нет".

О "планете", на которой Герман провел последние 14 лет, создавая своё главное произведение и, фактически, завещание – фильм по роману Стругацких "Трудно быть богом", рассказал артист Леонид Ярмольник, исполнивший в картине главную роль.

"Он был совершенно другой, не похож ни на кого из тех, кого я знал в жизни, - сказал об ушедшем мастере Леонид Ярмольник. – Наверное, эти четырнадцать лет работы над фильмом, подаренные мне судьбой и Германом – это и было своеобразное путешествие, не НА другую планету, а В другую планету. Потому что Герман всегда всё пытался понять изнутри. И вот теперь мое путешествие закончилось. Теперь у нас останется только один памятник – это наша работа".

"Уходит наш век – поколение шестидесятников, - сказал друг Германа режиссер и артист Андрей Смирнов. - Вообще говоря, мы очень яркое поколение. И вот мы прощаемся с самой яркой индивидуальностью из всего поколения. Конечно, кинематограф Германа бессмертен. Он останется как памятник и той эпохе, которую он отразил – будь то война или тридцатые годы. И памятником своей эпохи, той эпохи, в которую жил и творил этот необыкновенный, серьезный и в то же время веселый, язвительный, ни на кого не похожий в жизни человек".

"Невозможно понять, как этот мальчик, который в детстве был так обласкан, няньки со всех сторон, и повар, и личный шофер у папы, так вот – как он сумел пережить это в себе? – сказал режиссер Юрий Норштейн. - Ведь он по частям восстанавливал невероятную правду страны, хотя и не был свидетелем того, о чем снимал. Такое впечатление, что Герману были, как бы, свыше продиктованы его потрясающие фильмы, которые мы еще будем смотреть и смотреть, и удивляться, и плакать, и понимать, что среди нас жил совершено невероятный художник, который сделал то, чего не делал никто в кинематографе никто".

О незаконченной и, фактически, главной работе Германа – фильме по роману Стругацких «Трудно быть богом» - рассказал друг режиссера политик Алексей Кудрин.

"Мне посчастливилось видеть первый вариант этого фильма, - сказал Кудрин. – Эта картина посвящена борьбе с рабством. Это своего рода завещание мастера, искренний и мучительный рассказ о нашей эпохе. Герман оставил нам величайшее произведение, которое останется с нами навсегда. Он будет говорить с нами своим фильмом", - добавил политик.

"Опустело место, которое уже никто не сможет заполнить", - добавила одна из зрительниц.

Церемония прощания продолжалась более двух часов, когда выносили гроб, верные зрители, как это принято, провожали мастера в последний путь аплодисментами, затем Алексея Германа отпели там же, где и Пушкина – в храме Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади.

Похоронили режиссера на Богословском кладбище рядом с могилой его отца – известного писателя Юрия Германа, по произведениям которого Алексей Герман снял свои пронзительные «Проверку на дорогах» и «Лапшина». Отсылками к произведениям Юрия Германа пронизан и фильм "Хрусталев, машину!".

Алексей Герман-старший родился 20 июля 1938 в Ленинграде. Окончив в 1960 году Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, несколько лет проработал в театре, а потом навсегда связал свою судьбу с Ленфильмом.

Первой работой Германа стал фильм "Рабочий поселок", в котором он был вторым режиссером.

Первый самостоятельный фильм Германа "Проверка на дорогах", который был закончен в 1971 году, "лег на полку" на 14 лет и увидел свет только при Горбачеве.

После "Проверки на дорогах" были "Двадцать дней без войны" (1976), "Мой друг Иван Лапшин" (1984) и последняя вышедшая на экран при жизни мастера работа "Хрусталев, машину!" (1998).

Фильм "История арканарской резни" по культовому роману братьев Стругацких "Трудно быть богом" стал последней работой Алексея Германа, скончавшегося 21 февраля после тяжелой болезни в Военно-медицинской академии в Петербурге. Мастер работал над фильмом последние 14 лет, но так и не успел увидеть свое творение на экране.

Картина "Трудно быть богом", которая стала завещанием режиссера, должна была стать главной в жизни Германа. Фильм практически закончен, но, по словам друзей, режиссер просто никому не давал к нему прикасаться, мечтая довести до известного только ему идеала своё выстраданное детище. Фильм завершат жена и соавтор Германа, сценарист большинства его фильмов Светлана Кармалита и сын мастера – режиссер Алексей Герман-младший.

Материал подготовила Елена Янкелевич. Видео: Илья Бутаков.

Теги: , , , , , , ,
Категории: , , , ,

Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все

Новые комментарии