Театр, который "Мимо Крокодил", продолжил "крокодить"

0 0

В здании евангелическо-лютеранской церкви Анненкирхе в Санкт-Петербурге прошла премьера спектакля-метафоры "Светлая история, или Большой Бездомный Бог" театра "Мимо Крокодил" (режиссер Лейсан Назмутдинова).

Театр называется странно - "Мимо Крокодил". Обычно это выражение - синоним неудачника, рассеянного человека. "Я мимо крокодил" - говорят, зачастую в том случае, когда что-то не получилось, не срослось, в том числе по причине неопытности, неумения.

Однако театр "Мимо Крокодил" неудачником не назовешь. Он осваивает непростой жанр "нового цирка": тут есть элементы пантомимы, циркового искусства, драмы, театра теней. И, судя по отчетам, осваивает небезуспешно, становясь участником фестивалей уличных театров и фестивалей современного искусства.

Традиционных для обычного театра монологов и диалогов тут нет. Герои создают повествование благодаря мимике, жестам, движениям.

Вот на сцене извивается "гусеница" - актриса в сегментированном на секции, как у насекомого, наряде. Со временем ее "кокон" превращается в "бабочку", "бабочку" съедает "рыба", "рыбу" съедает Бездомный (он же - Бог). Тут и сказке конец. Но все не так просто.

Важную роль играют вспомогательные сценические механизмы. Например, рыба - это модель животного, водруженного на трехколесный велосипед. Передвижение рыбы по сцене — это езда кукольного монстра на изящном механизме, педали которого крутят чьи-то женские ноги. Условность усиливается за счет деталей: рыба периодически открывает рот, из которого вылетает и взмывает ввысь наполненный гелием воздушный шарик (так имитируется процесс, как изо рта обычной рыбы выходят пузырьки воздуха). Из рыбы высыпаются мелкие шарики, возможно, символизирующие процесс размножения - икринки.

По сцене разъезжают модели домиков, символизируя человеческий мир. Наверняка, внутри домиков - радиоуправляемые моторчики, но выглядят они как элементы волшебной сказки, в которой обязаны оживать предметы.

Центральный персонаж - четырехметровая фигура Бога. Эта реалистичная кукла прикреплена к платформе и управляется кукловодами, которые опускают и поднимают ее. Мы видим, что происходит в душе у куклы - благодаря театру теней. Кукла умеет улыбаться, поворачиваться, двигает руками и ногами, тянется к свету.

Единый стержень спектакля - цветовое решение. Все герои одеты в выбеленные одежды, загримированы в белила, таков же и занавес. Пол устлан белой материей. Главенствующий белый цвет придает истории рождественски-зимнее, романтически-лицедейское звучание.

В обычном представлении Бог не является бездомным. Его "дом" - это церковь. Но тут, наверное, намеренно выбрана соответствующая площадка. Ведь церковь Анненкирхе, в которой играют спектакль, выглядит ужасно после пожара, требует реконструкции. В ней Бог выглядит и вправду бездомным. Ассоциируя лицо без определенного места жительства с Небесным Спасителем - авторы спектакля, наверное, намекают на святость скромного образа жизни, бессеребренничества - как образец надлежащего поведения.

Спектакль явно интересен детям, которым нравятся "куклы" и "машинки", а также приглашение помочь гусенице прямо на сцене - интерактив. Он может быть интересен и взрослым, которые не закрыты для восприятия наивного, добросердечного, трогательного и полного символов искусства. Понятно, что театру "Мимо Крокодил" для освоения сложного жанра еще много придется работать, а говоря на языке "глагола"-животного - "крокодить".

Автор: Родион Чепалов

Фото предоставлены театром

Теги:
Категории: , , , , ,

Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все

Новые комментарии