В праздник Песах евреи Петербурга перепрыгнули от рабства к свободе

0 0

В понедельник, 14 апреля, евреи всего мира, в том числе и Санкт-Петербурга, отмечают самый древний иудейский праздник – Песах. Песах связан с одним из важнейших событий в истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Главные атрибуты праздника: маца, которую евреи ели во время Исхода, горькая зелень в память о горечи рабства и вино – знак благословения Всевышнего.

Вечером в понедельник, 14 апреля, евреи всего мира начали отмечать один из важнейших праздников – Песах, который празднуется в честь избавления иудеев из египетского рабства. Песах отмечают восемь дней. Этот праздник так знаменит еще и потому, что связан с самым главным христианским праздником, который даже называется похоже – Пасхой.

Праздники тесно связаны: ведь Иисус вошел в Иерусалим, когда древние иудеи как раз собирались отмечать Песах (так что Тайная вечеря – это был Первый седер Песаха, который отмечал Иисус со своими учениками).

А в этом году так совпало, что все христиане – и православные, и католики с протестантами – будут отмечать Пасху в один день – 20 апреля, так что события еврейского Песаха приобретают особенный смысл для всех последователей Авраамических религий.

И вот вечером 14 апреля евреи Санкт-Петербурга, как и последователи иудаизма по всему миру, собрались за праздничными столами, чтобы, как положено, провести Первый седер Песаха – самую важную часть праздника.

Праздник освобождения евреев от четырехсотлетнего рабства и рождения еврейского народа, как нации, начался за час до восхода солнца, и всё в этот день шло по издревле заведенному порядку (слово «седер» переводится с иврита, как порядок, ритуал).

Ритуальные действия, совершаемые в дни перед Песахом и во время самого праздника, имеют очень древние корни, и дошли до наших дней почти без изменений.

Главная заповедь Песаха – на столе обязательно должны быть маца и горькая зелень. Горькая зелень – в память о горечи жизни в египетском рабстве, а маца – это «хлеб» свободы. Ведь именно его ели древние евреи, променявшие относительно стабильную рабскую жизнь на превратности тяжелого пути к вожделенной свободе – они так спешили покинуть опостылевший Египет, что не стали ждать, когда тесто поднимется.

При этом традиция отмечать Песах не умирала и в советские годы, хотя даже поход в синагогу за мацой уже воспринимался властями, как знак неблагонадежности, и мог стоить человеку работы, учебы в институте, и другими неприятностями.

«Песах – самый известный еврейский праздник. Песах – праздник рождения нашего народа. Говорят наши мудрецы, что в каждом поколении мы должны чувствовать себя так, как будто бы это мы вышли из Египта. Все действия пасхального седера направлены на то, чтобы ощутить горечь рабства и сладость избавления, - напомнил главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер. - В переводе с иврита Песах означает «перепрыгнуть». Еврейский народ «перепрыгнул» из состояния рабства в состояние свободы. Желаю этого же и каждому из нас», - отметил главный раввин Петербурга.

Менахем-Мендл Певзнер напомнил о роли иудаизма, как древнейшей Авраамической религии, которая является как бы фундаментом веры, способствуя миру и согласию.

В этом году Песах в Санкт-Петербурге отмечают десятки тысяч евреев: праздничные столы накрыты дома, в ресторанах и клубах, в еврейских центрах, которые открыты почти во всех районах города. И конечно особенно пышно праздник отмечается в Большой Хоральной синагоге.

На накрытых по всем правилам столах главное место занимает, конечно, маца.

Важное место отводится вину: во время пасхального седера каждый должен выпить не менее четырех бокалов вина (трезвенники и дети тоже не в обиде – они пьют виноградный сок).

Также на столе есть пропеченный кусок мяса с косточкой (зероа) — в память о пасхальной жертве (агнце).

Еще на столе лежат:

- Бейца — крутое яйцо, символизирующее праздничную жертву.

- Марор — горькая зелень, в память о горечи египетского рабства.

- Харосет — смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы, в память о глине — из которой рабы-евреи возводили египетские пирамиды.

- Карпас — съедобная  зелень – символ весны, плодородия и возрождающейся жизни. Карпас макают в соленую воду – знак слез, пролитых в египетском рабстве.

- Хазерет — тертый хрен, который во время седера добавляют в «сэндвичи» из мацы с марором.

Как и тысячи лет назад, в этом году пасхальный седер прошел в полном соответствии с древней традицией, и евреи вновь вышли из рабства к свободе.

 

А у христиан всего мира в этот день началась Страстная неделя – неделя крестных мук, смерти и воскрешения Иисуса Христа. И 20 апреля обязательно наступит еще одна Пасха – Воскресение Христово.

Материал подготовили Елена Янкелевич (текст) и Евгений Плохов (видео).

Теги: , , , ,
Категории: , ,

Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все

Новые комментарии