"Безумное кино для взрослых". Маски еще не сброшены

"Безумное кино для взрослых". Маски еще не сброшены

0 0

Карьера и репутация Эми (Катя Паскарю) оказываются под угрозой, когда в сеть сливают интимное видео с ее участием. Возмущенные до глубины души родители требуют ее немедленного увольнения. Однако Эми не собирается сдаваться просто так.

Из этого мог бы выйти громкий скандал, который вошел бы в историю отечественного кинопроката. Тиражируемый список картин, запрещенных к показу на больших экранах в России, пополнился бы работой румынского режиссера Раду Жуде "Безумное кино для взрослых" (неадаптированное название было "Безумный трах, или неудачное порно"). Она обрела бы свой "запретный" статус и не покидала площадок торрентов, соцсетей и онлайн-кинотеатров. Причина простая: "порнографичность" материалов, запрет – как в свое время было с частями "Дау" Ильи Хржановского, которые сейчас спокойно можно найти в онлайне. 

Это укладывалось бы в последние тренды культурной политики в сфере кино – запрещали же к массовому прокату "Любовь" Гаспара Ноэ, где секс был неотъемлемой частью происходящего. При этом можно вспомнить парад пенисов в одной из сцен "Нимфоманки" Ларса Фон Триера, который, как оказалось постфактум, был обоснован художественно и на экранах показан. 

Стоит отдать должное нашим культурным властям – эту картину можно посмотреть в российских кинотеатрах. Лжи как таковой нет, подвоха нет, но есть загвоздка. Стоит отметить усилия Минкульта вместе с прокатчиком по выходу из ситуации, которая вошла бы в рассказы Довлатова, будь он жив. Фильм начинается с пятиминутки любительского видео, ими полон PornHub – пара во всех подробностях занимается сексом, заводит друг друга. Отдается любимому человеку учительница частной школы в Бухаресте, где на улицах происходит порно уже не физическое, а ментальное. Только первые минуты фильма зритель не увидит (как и некоторые другие хардкорные шуточки), а только услышит происходящее. Это придется принять. Но так работа главного трикстера румынского кино в российском контексте становится еще более многозначной – мысли про запрет на показ женского тела в фильме, герои которого осуждают это же, появляются сами собой. Ну красиво же.

Мы не проговорили главное – к чему вообще готовиться, что мы увидим? Три части режиссерского высказывания соотечественника румынской новой волны, которой  раньше близко интересовались только кинокритики. Исходя из того, что высказывание это исполнено максимально доходчиво – картина наиболее зрительская, с нее можно начать ознакомление с пластом работ талантливых постановщиков из Румынии: Кристи Пую, Кристиана Муджиу, Корнелиу Порумбою. Понять их российскому зрителю будет проще, чем любому западному синефилу, посттравматический синдром от XX века у нас похожий, но не одинаковый. 

Маски приспущены, режим социальных дистанций обязательно необязателен, а по всему миру городским саундтреком стал сигнал скорой помощи – об этом нужно упомянуть отдельно, действительно эффектное и точное высказывание про пандемийное время. Через злые улицы, уже осуждающие героиню за ее появление на свет, учительница пытается найти свое место в городе, но останавливается на передышку только в зале игровых автоматов. Постановочного в этих скитаниях практически ничего нет, это надо чувствовать – сначала над этим хочется смеяться, потом – выть.

В своих работах Жуде препарирует культурное и общественное наследие режима Чаушеску и румынской истории вообще, в "Безумном кино..." он даже устраивает небольшую экскурсию по фактам вроде того, что во Второй Мировой Румыния не просто поддерживала Гитлера, а по масштабам истребления евреев была на втором месте после Германии. Изменилось ли это сегодня? Представьте себе, нет – во второй части, цифровом глоссарии современной Румынии показываются "военные" журналы, повествующие о захвате Москвы и плане "Барбаросса". Много и социального: культурные фрики, настоящие и не очень новостные заголовки об отношении к изнасилованиям, зубах и насилии над детьми – "политзаключенными своих родителей".

Главный приз Берлинского кинофестиваля в данном случае абсолютно оправдан. Фестиваль в столице Германии много лет поддерживает высказывания про баланс личного и публичного, персонального и политического. Картина универсальна – в этом клубке конспирологий и предрассудков находится не только Румыния, но и другие страны, где родители от учителей продолжают требовать пуританского поведения в соцсетях. Как на это можно реагировать? Театрально поставленный финал выдает три варианта ответа – положительно, отрицательно и гневно, накидав невежам много чего за воротник. Думаю, многим будет жаль, что развязка прошла так быстро.

Фильм в российском прокате с 16 сентября.

Текст: Федор Быков, Piter.tv

Фото: кадры из фильма, прокатчик Capella

Теги: , , ,
Категории: , , , , , ,

Обсуждение ( 0 ) Посмотреть все

Новые комментарии