Персоны

Балабанов Алексей Октябринович
Культовый российский кинорежиссер, сценарист, актер
Годы жизни:
1959 - 2013
Страна, город:
Россия, Свердловск, Санкт-Петербург
Биография

        Балабанов, Алексей Октябринович, культовый и неоднозначный российский кинорежиссер, сценарист, актер. Родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) 25 февраля 1959 года. Высшее образование получил в Горьковском педагогическом институте иностранных языков – в 1981 году окончил переводческий факультет. После окончания института был призван в Вооруженные Силы, служил офицером военно-транспортной авиации, принимал участие в афганской войне, практически перед демобилизацией был переведен в Военно-морской флот. После демобилизации работал на Свердловской киностудии ассистентом режиссера, потом поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (экспериментальный курс «Авторское кино»). В 1990 году снял дипломную полудокументальную-полуигровую ленту «Егор и Настя», в котором в качестве актеров задействовал своих знакомых – музыкантов Свердловского рок-клуба: Вячеслава Бутусова, Настю Полеву, Егора (Игоря) Белкина, а также будущего коллегу по цеху Леонида Порохню. Однако, дебютом в Балабанова в кинематографе можно считать снятую им в 1985 году низкобюджетную игровую ленту с участием музыкантов группы «Наутилус помпилиус», а в массовках режиссером были использованы случайные люди. Впоследствии съемки в картинах непрофессиональных актеров станет своеобразной «визитной карточкой» Балабанова.
       В 1990 году Алексей Октябринович переезжает в Санкт-Петербург, где начинает активную творческую деятельность – совместно с продюсером Сергеем Сельяновым в 1992 году организует кинокомпанию «СТВ», при содействии которой впоследствии снял подавляющее большинство своих картин, принимает участие в написании сценария фильма «Пограничный конфликт» в соавторстве с молодым режиссером Надеждой Хворовой. Первой полнометражной работой Балабанова стала лента «Счастливые дни», по произведениям Самюэля Беккета, снятая в 1991 году. В начале своей творческой деятельности режиссер отдает предпочтение классике – следующий фильм «Замок», снятый в 1994 году, является экранизацией одноименного романа Франца Кафки. За эту ленту Балабанов был удостоен национальной кинематографической премии «Ника». Тогда же молодой режиссер дебютирует в качестве продюсера фильма «Исповедь незнакомцу». В 1995 году режиссер совместно с Владимиром Хотиненко, Дмитрием Месхиевым и Александром Кайдановским принимает участие в создании киноальманаха «Прибытие поезда», для которого снял новеллу «Трофимъ».
       В 1997 году Балабанов приобретает статус культового российского режиссера – на экраны вышла картина «Брат». Фильм мгновенно стал «народным», был разобран на цитаты, а исполнитель главной роли Сергей Бодров-младший поднялся до уровня «народного героя». В 2000 году Балабанов снимет продолжение картины «Брат-2», но зрители воспримут ленту уже гораздо более спокойно. В перерыве между двумя «Братьями», в 1998 году, режиссер снял совсем не характерную для себя ленту «Про уродов и людей» – артхаусный фильм про производителей порнографии в дореволюционной России конца XIX – начала XX века. Сценарий фильма был написан режиссером очень давно, но осуществить съемки не удавалось из-за финансовых затруднений, которые, в свою очередь возникли из-за спорной и неоднозначной тематики киноленты. В 2002 году на экраны выходит фильм «Война», местом действия которого стал Северный Кавказ в период Второй чеченской войны. После выхода ленты на режиссера обрушился поток обвинений в политической некорректности, но несмотря на это, работа была удостоена сразу семи кинематографических наград. В середине двухтысячных годов Балабанов отметился двумя «проходными» кинолентами – криминальной комедией «Жмурки» (2005) и мелодрамой «Мне не больно» (2006), а в 2007 году снял очень тяжеловесный фильм «Груз 200», рассказывающий об изнанке позднего периода советской эпохи и о жестокости человеческой натуры, которую она породила. Задумка режиссера была настолько брутальной и тяжелой, что после прочтения сценария некоторые актеры отказывались от съемок, а после выхода картины на экраны в некоторых регионах России она была снята с проката. В 2008 году Балабановым была поставлена лента «Морфий» представляющая собой его собственную версию прочтения произведений Михаила Булгакова, а в октябре 2010 года картина «Кочегар», в которой поднималась привычная для режиссера тема – отношения вернувшегося с афганской войны человека и стремительно меняющейся окружающей российской действительности, к которой ему приспособится чрезвычайно сложно. Последней завершенной работой Балабанова стала картина «Я тоже хочу». По странному стечению обстоятельств, в ней он размышлял над проблемой ухода человека из жизни и сам снялся в эпизодической роли режиссера, который умирает в заключительной части фильма. В 2012 году у режиссера был диагностирован рак и в своих интервью он неоднократно намекал на то, что скоро его не станет. Скончался Алексей Балабанов 18 мая 2013 года в возрасте пятидесяти четырех лет в Сестрорецке (санкт-Петербург). Причиной смерти стал сердечный приступ.
       Особо стоит отметить незавершенные работы Алексея Октябриновича – картины «Река» и «Американец». Обе ленты снимались режиссером задолго до собственной смерти, но по разным причинам до конца доведены не были. Майкл Бин, который должен был сыграть главную роль в «Американце» сорвал съемки из-за катастрофических проблем с алкоголем. Долгое время Балабанов утверждал, что работать над этим проектом больше не будет, однако в 2013 году планировал переписать сценарий под боксера Майка Тайсона (вместо Бина) и доснять ленту, но сделать этого уже не успел. Съемки «Реки» начались еще в 2000 году, но до логического конца доведены не были – исполнительница главной роли актриса Туйяра Свинобоева погибла в автокатастрофе и в результате лента была представлена в виде незавершенного смонтированного материала продолжительностью около пятидесяти минут. Однако, именно «Реку» большинство кинокритиков считают лентой, которая должна была бы стать лучшей работой режиссера и закрепить за ним звание мастера кинематографа мирового уровня. Было еще два проекта, над которыми Балабанов начал работать незадолго до смерти – фильм о молодости Сталина и лента «Мой брат умер», но, к сожалению, смерть остановила работы на стадии написания сценариев. Стоит, также, добавить, что о Балабанове, как о необычайно талантливом и самобытном режиссере, отзывались многие мастера отечественного кино, в том числе Андрей Кончаловский и Никита Михалков.
       Алексей Балабанов был женат вторым браком, воспитал двоих детей, является обладателем более двадцати различных наград и премий в области кинематографа. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Фото с сайта, посвященного памяти Алексея Балабанова.

Упоминания в новостях

Оставить комментарий