"Мой Питер" Каменноостровский проспект (часть I)

0 0

Самая легкая и безответственная улица Санкт-Петербурга. Легенды и реальность Кмменноостровского проспекта в очередном выпуске "Моего Питера"

Каменоостровский проспект. В петербургских газетах его часто называли "Елисейскими Полями Петербурга", сравнивая по фешенебельности, с парижскими. В конце 19 века городская дума даже обсуждала переименование дороги во "Французский проспект".

Тогда же был вариант  и "проспект Александра Пушкина". Ведь именно по Каменноостровскому 27 января 1837 года  раненного поэта везли домой после дуэли с Дантесом.

 К 300-летию дома Романовых проспект планировалось переименовать в Романовский. Однако и эти планы не воплотились в жизнь. Ситуацию с переименованием решил в октябре 18-го нарком Луначарский и  Каменоостровский стал улицей  Красных Зорь. Но и это имя продержалось не долго. С 15 декабря 34 года  это  проспект Кирова. Только в 91-м проспекту вернули первоначальное название.

До революции он   считался магистралью люкс. Тротуары были выложены светлыми известняковыми плитами.  Дворники называли их "плитуарами".  Стоило покрытие дорого, но было гораздо удобнее брусчатки. По нему не гремели колеса повозок и не так стучали подковы лошадей.

Проспект формировался постепенно, в несколько этапов. В начале 18 века его трасса состояла из отдельных самостоятельных отрезков. Первый из них появился в 1712 году, когда от построенного в районе современной улицы Мира, Оружейного двора проложили дорогу к Троицкой площади.

Через 40 лет появился еще один участок - улица Загородная -от современной площади Льва Толстого до нынешнего Левашовского проспекта . Потом её продлили до реки Карповки. И вся трасса от Кронверкского проспекта до набережной вновь стала называться Ружейной улицей. В начале 19 века, разделив ее снова на две . Половина стала называться Языковой, по фамилии владельца одной из усадеб - генерал-поручика Г. П. Языкова. Остальная часть улицы сохранила прежнее название.

В связи с частыми выездами императора Николая I в летнюю резиденцию на Елагин остров, улицу в 1838 году пытались благоустроить. Однако работы были выполнены некачественно. Осенью здесь было грязно, а летом - пыльно. Позже Александр II распорядился заменить глухие заборы на лёгкие из штакетника. Однако распоряжение так и осталось только на бумаге.

Вскоре появилось новое указание - устроить живую изгородь. Военный министр предложил вдоль проспекта посадить акации, а губернатор - боярышник. Но колючки  последнего, по мнению министра, могли попортить платья прохожим, потому высадили таки 10 000 кустов акаций. Однако, что то пошло не так, и вскоре большинство кустов засохло. Десятки тысяч казенных денег вылетели в трубу. Тогда вместо акаций снова вернулись к идее с боярышником, но он так разросся, что к 1867 году городская дума постановила боярышник вырубить. И вопрос официальной растительности на проспекте закрыть.

После перипетий с изгородями , 70-х годах по проспекту проложили конку. Поначалу рельсы установили по краю проезжей части, затем - в центре. 25 марта 1908 года конку заменил трамвай. Но в 1951 году с проспекта Кирова сняли трамвайные пути, на всём его протяжении уложили асфальт


Театр-сад «Аквариум" - создан в 1886 г. предпринимателем  Александровым. В саду был построен большой аквариум, отсюда название. 

Владелец собирался проводить здесь лекции о жизни рыб и водных растений. Идея особого ажиотажа не вызвала и ее автор переключился на зрелища иного плана.

 Вскоре театр "Аквариум" превратился в самый большой в Питере театр-варьете. Постоянно давались балы-маскарады, устраивались шествия, фейерверки, гуляния. На открытой сцене давались драматические спектакли. "Аквариум" превратился в кафе-шантан.

Здесь, кстати, в 1907 г. – прошел первый в России конкурс красоты, а через 5 лет появился, опять же первый в стране искусственный каток. Театр "Аквариум" стал и отправной точкой российского кино. 4 мая 1896 г. в нем состоялся первый в России киносеанс. Показывали программу фильмов братьев Люмьер.

А через 10 лет Александр Дранков  открыл "Первое ателье по выделке синематографических лент" - фактически первую русскую киностудию. То есть российский кинематограф, можно сказать, родился в этих стенах.

 В 20 годах прошлого века название кинопроизводства неоднократно  менялось  : "Киносев", "Севзапкино", "Ленинградкино", Ленинградская фабрика "Союзкино" и так далее. Название "Ленфильм" кинофабрика получила в 1934 г. А здание студии, в глубине сквера, стилизованное под классицизм и ставшее некой визитной карточкой Ленфильма,  было построено уже после войны.

Австрийская площадь. Названия у неё никогда никакого не было, на картах её называли просто Площадью или Площадкой. 

И только 1992 года состоялась официальная торжественная церемония наименования площадь, в знак дружественных отношений  с Австрией. Причину объяснили схожестьюстиля зданий с архитектурой австрийской столицы. Первоначально даже предполагалось назвать площадь Венской, но затем решили обобщить и остановились на Австрийской. Здесь планировалось создать сеть австрийских магазинов, кафе, аптеку с характерными вывесками и даже с австрийскими урнами и контейнерами для мусора.

В 1903 году открывается Троицкий мост. Сразу после этого цены на участки по проспекту молниеносно взлетают вверх. Селиться здесь могли только состоятельные люди - министры, промышленники, финансисты. В 24 м доме  квартировали, Шаляпин, Витте, герцог Лейхтенбергский.

Тогда же, в начале девятисотых, появляется и громада так называемого дома Бенуа.

Построенный в 1900-м году он стал крупнейшим жилым комплексом в Санкт-Петербурге  на начало века. Всего здесь было 250 элитных, как бы сказали сегодня, квартир.  Но главная новинка для того времени - несколько десятков встроенных гаражей. Первыми жильцами квартир здесь стали только богатые и именитые петербуржцы. Жильцы царских кровей. К примеру, в квартире №31 до 17 года жила семья князя Гагарина.

В ноябре 18 го квартиры было решено передать "более ценным"  в социальном отношении людям. Всю аристократию в буквальном смысле, выкинули на улицу, а в роскошные квартиры въехала новая власть - служащие Петроградского районного Совета. Успели здесь пожить и Зиновьев и Киров. В бывшей квартире последнего - мемориальный музей.

Поделилась советская власть квадратными метрами в этом доме и с деятелями культуры. Дмитрий Шостакович, переехал сюда в 37-м , из дома №14 на этом же проспекте. В этом доме он работал над Седьмой (Ленинградской) симфонией,

У жителей  этого незаурядного дома есть даже собственный сайт . Но дом примечателен не только жильцами, сайтом  и  первым в России подземным гаражом.

Стена Столетия - проект художника Кирилла Миллера. Посвящен вековым юбилеям выдающихся личностей. Сальвадор Дали, Дмитрий Шостакович, академик Лихачев.  И Даниил  Хармс в виде восклицательного знака. У последнего еще и металлическая, совсем ржавая мемориальная доска, со стихами писателя. Хотя Хармс в этом доме никогда не жил.

Правда сейчас некая организация, занимающаяся реконструкцией сквера им Андрея Петрова, заявив, что стена не вписывается в общий ансамбль с безголовыми сфинксами и странной формы скрипками, пытается добиться сноса барельефов.

Напротив, на другой стороне сквера - единственный в России музей граммофонов.

На Каменноостровском много к чему можно применить эпитеты, первый, единственный, и так  далее. На трех с лишним километрах магистрали – три с лишним века Петербургской истории. Осип Мандельштам называл его самой легкой и безответственной улицей Санкт-Петербурга. Поэтому и я безответственно разделю рассказ о проспекте на две части. Таков уж "Мой Питер".


Теги: , , ,
Категории: ,

Обсуждение ( 1 ) Посмотреть все

Аноним
24.02.2012 18:14

История Санкт-Петербурга всегда интересна

Новые комментарии