70-летию Великой победы посвящается: Петербургские памятники победы. Часть седьмая. Спрятанный город

1 0

Канал Piter.TV продолжает цикл передач, посвященный юбилею победы в Великой Отечественной войне "70-летию Великой победы посвящается: Петербургские памятники победы". Мы расскажем вам о работе архитекторов, строителей, военных инженеров и ленинградских альпинистов по маскировке города во время блокады. Эти люди смогли в тяжелейших условиях укрыть и спасти самые главные архитектурные памятники осажденной Северной столицы. Спрятать от врага целый город.

Осенью 1941 года Ленинград оказался в кольце блокады. Вражеская артиллерия и авиация наносила по городу регулярные удары. Огневые налеты причиняли большие разрушения. В первую очередь били по заводам и военным объектам, но доставалось и жилым домам и уникальным памятникам архитектуры. В осажденном городе была проделана огромная работа по укрытию и маскировке бесценного наследия Петербурга. Архитекторы, строители, военные инженеры и ленинградские альпинисты в тяжелейших условиях смогли спрятать город от врага.


Медный всадник, Александрийская колонна, кони Клодта, памятник Николаю Первому, шпили Петропавловского и Исаакиевского соборов, игла Адмиралтейства – благодаря маскировке все эти бесценные архитектурные памятники, символы Петербурга, были спасены от разрушения. С 22 июня 1941 года Отдел охраны памятников, в дальнейшем преобразованный в Инспекцию, работал только на защиту архитектурных ансамблей и укрытию скульптуры.


Верхолазы укрывали позолоченные купола и шпили города. При этом применялись два способа - купола и шпили, покрытые сусальным золотом, укрывали чехлами, а купола Исаакиевского и Петропавловского соборов, позолоченные путем гальванопластики, закрашивали масляной краской. В Михайловском саду, в ямах под высокой насыпью, скрыли памятник Александру III, исполненный П. П. Трубецким, и скульптурную группу Б. К. Растрелли "Анна Иоанновна с арапчонком".


Конный монумент Петра I перед Инженерным замком, отлитый по модели того же скульптора, сняли с постамента и уложили на прокладку из толя в траншею. Одновременно с укрытием памятников на улицах и площадях города велись работы в Летнем саду. Мраморные статуи, изваянные итальянскими мастерами, были уложены в траншеи, засыпаны песком, землей и покрыты дерном.


Александровскую колонну удалось закрыть щитами и мешками с песком только на две трети. Это привело к тому, что установленный на ее вершине ангел получил "осколочное ранение". В 2003 году, другой осколок был извлечен из барельефного изображения шлема Александра Невского. Остался незакрытым памятник А.С. Пушкину. По преданию, местные жители считали, что пока эта статую не повреждена, ни одна вражеская бомба не поразит их улицу.


Еще одна петербургская легенда рассказывает о памятниках Кутузову и Баркалаю де Толли у Казанского собора и статуе Суворова на Марсовом поле. Они должны были поднимать воинский дух горожан. Памятник Суворову пытались укрыть в подвале соседнего здания, но статую не пролезла в узкое окно. Монумент оставили на его месте, а спустя несколько недель в подвал дома, куда хотели поместить монумент, попал снаряд. Благодаря маскировке, на протяжении всей блокады, несмотря на регулярные бомбардировки, ни один из шедевров Петербурга серьезно не пострадал. Народное достояние было спрятано и спасено до самой Победы.

Видео: канал Piter.TV


В фильме использованы фрагменты видео- и фото-материалов, а так же
музыкального сопровождения с разрешения их правообладателей
 

Теги: , , , , , , , ,
Категории: ,

Обсуждение ( 2 ) Посмотреть все

Аноним
04.12.2014 19:38

таких людей, каторые тогда были, сейчас уже не делают

Аноним
04.12.2014 15:03

интересно дадут ли жилье нашим ветеранам доживают в скотских условиях

Новые комментарии